«Повороты и пьесы». Ретроспектива Вадима Абдрашитова

Отметивший на днях день рождения Вадим Юсупович Абдрашитов – режиссёр уникальный, стоящий особняком в истории советского и российского кинематографа. Вместе со своим постоянным соавтором Александром Миндадзе он снял одиннадцать полнометражных картин. Авторы, хорошо знавшие прозу жизни, безошибочно отражали окружающую им реальность, но другая сторона их тревожного кино – таинственные «вывихи» из привычного бытия, подтачивающее героев моральное беспокойство, экзистенциальное измерение. Траектория творчества Абдрашитова – движение от реализма к гротеску, сюрреализму, притче. Сегодня картины Вадима Абдрашитова и Александра Миндадзе находятся в центре обсуждения и переосмысления (например, книга кинокритика Марии Кувшиновой «Александр Миндадзе. От советского к постсоветскому»). Теперь пришло время пересмотреть эти фильмы, до сих пор хранящие множество секретов, на 35-мм плёнке. Подлинное режиссёрское мастерство, сценарии, являющиеся сами по себе удивительными литературными произведениями, лучшие отечественные актеры – всё это позволило Абдрашитову и Миндадзе создать собственный кинематографический мир, лучше узнать который предлагают кинотеатр «Иллюзион» и Государственная Третьяковская галерея.

 

Картины представит куратор ретроспективы – Карина Караева.

Расписание

06.марта - 13:30

Поворот

1978, 100 мин., СССР

Молодожёны возвращаются в Москву после круиза по Чёрному морю. Кажется, их ждёт впереди счастливая жизнь, любимая работа, но случай грубо обрывает все мечты: Виктор сбивает своими «Жигулями» пожилую женщину. Его желание уйти от ответственности сменяется раскаянием и решением принять груз вины на себя.

«Спираль погружения человека в новые обстоятельства» определяет устройство драматургии, когда «некая мощная, но простая пружина раскручивала весь остальной часовой механизм сценария». История неосторожного преступления превращается в личную катастрофу. «”Поворот” казался в свое время слишком аккуратно скалькулированным для художественного произведения. Тем виднее сегодня в нем точный чертеж социалистического мироустройства — со скрытой, но оттого не менее ощутимой классовой иерархией, двойной моралью и всеобщей незащищенностью… даже не перед государством (времена-то уже не сталинские, вегетарианские), а перед каким-то молохом, роком, высшей силой. Герои Абдрашитова — никакие не диссиденты, а, наоборот, конформисты — выстроили вокруг себя уютный мирок, но, как и в фильмах Клода Шаброля, спрятаться им в нем не удается, буржуазность (даже не в парижском, а в скромном московском варианте) оказывается чревата криминальной или экзистенциальной драмой. В литературе эту ситуацию досконально исследовал Трифонов, Абдрашитов один из немногих дал ей экранную жизнь», Андрей Плахов, «Сеанс».

 
Подробнее

08.марта - 13:30

Репортаж с асфальта + Слово для защиты

Репортаж с асфальта

1973, СССР
Первой студенческой работой Вадима Абдрашитова на режиссерском факультете ВГИКа стал немой шестиминутный документальный этюд о городе, снятый скрытой камерой. 

Слово для защиты

1976, 98 мин., СССР
Валентина Костина обвиняется в покушении на убийство своего любовника Федяева. Она признала свою вину, но её адвокат Ирина Межникова пытается найти оправдывающие обстоятельства для своей подзащитной. Постепенно Ирина выясняет подробности Валиной истории.

В 1970-е годы возникает уникальная форма кинематографического высказывания, предложенная Вадимом Абдрашитовым и Александром Миндадзе. В их первом полнометражном фильме «Слово для защиты» применен принцип драматургического пространства. Абдрашитов превратил бытовую, почти детективную историю в сложную моральную драму.

«Это прежде всего кино моральных диспутов, человеческих, а значит, и актерских дуэтов. В «Слове для защиты» дебютант Абдрашитов задумал свести двух талантливых молодых актрис — Марину Неелову и Ирину Купченко. Первая должна была быть подсудимой, вторая — судьей, первая олицетворяла витальную страсть простой женщины, приведшую к преступлению (пыталась отравить газом себя и неверного любовника), вторая — скучную жизнь по правилам столичного истеблишмента (не только юридическим). Купченко серьезно заболела, и фильм, уже не треть отснятый, пришлось переснять с пришедшей на замену Галиной Яцкиной. Новый дуэт сместил проблематику несколько в другую сторону, но все равно речь шла о разнице индивидуальных температур
 существования в общественной атмосфере, пользуясь современным слоганом, “околоноля”», Андрей Плахов, «Сеанс».

Подробнее