«Повороты и пьесы». Ретроспектива Вадима Абдрашитова

Отметивший на днях день рождения Вадим Юсупович Абдрашитов – режиссёр уникальный, стоящий особняком в истории советского и российского кинематографа. Вместе со своим постоянным соавтором Александром Миндадзе он снял одиннадцать полнометражных картин. Авторы, хорошо знавшие прозу жизни, безошибочно отражали окружающую им реальность, но другая сторона их тревожного кино – таинственные «вывихи» из привычного бытия, подтачивающее героев моральное беспокойство, экзистенциальное измерение. Траектория творчества Абдрашитова – движение от реализма к гротеску, сюрреализму, притче. Сегодня картины Вадима Абдрашитова и Александра Миндадзе находятся в центре обсуждения и переосмысления (например, книга кинокритика Марии Кувшиновой «Александр Миндадзе. От советского к постсоветскому»). Теперь пришло время пересмотреть эти фильмы, до сих пор хранящие множество секретов, на 35-мм плёнке. Подлинное режиссёрское мастерство, сценарии, являющиеся сами по себе удивительными литературными произведениями, лучшие отечественные актеры – всё это позволило Абдрашитову и Миндадзе создать собственный кинематографический мир, лучше узнать который предлагают кинотеатр «Иллюзион» и Государственная Третьяковская галерея.

 

Картины представит куратор ретроспективы – Карина Караева.

Расписание

02.февраля - 18:00

Магнитные бури

2003, 93 мин., Россия

Испытание чувств, любовный треугольник, забастовки и рабочие волнения на родном заводе всё сильнее захватывают главного героя и приводят к разлуке с женой. Каждая вылазка на заводские баррикады оборачивается несчастьем, но ни уговоры, ни приезд из Москвы сестры жены, ни разлад с близким другом не останавливают Валерия.

«Магнитные бури» – последняя на данный момент работа режиссера, исследующего особенности повествования в кино. Объединяя множественные сюжетные линии, фильм строится на взаимодействии диалогов, полифонического рассказа и социальной критики общества, чьи законы напоминают о гетто. Перемещения персонажей, их бесконечные стычки, сопротивление друг другу по прошествии экранного времени видится почти что сюрреалистическим мотивом. Здесь можно говорить о потере, утрате времени и попытке его реконструкции в структуре «растекающегося» действия.

 

Встреча с Вадимом Абдрашитовым

Подробнее

08.февраля - 19:30

Пьеса для пассажира

1995, 103 мин., Россия

Олег был честным и принципиальным судьей. В 1979 г. он добился того, чтобы комсомолец Николай, организовавший левое производство, сел на семь лет. Спустя годы Николай стал преуспевающим бизнесменом, а Олег — железнодорожным проводником. Однажды проводник приютил у себя пассажира, не подозревая, что он и есть тот самый Николай, которому Олег сломал жизнь.

Один из самых психологических фильмов Вадима Абдрашитова. Сюжет построен на воспроизведении быта двух персонажей, являющихся словно дополнением друг друга. Парадоксальным образом «Пьеса для пассажира» отражает излюбленные темы мирового кинематографа, играя с мотивом двойничества. Зеркальность, которую Абдрашитов подчеркивает в своем фильме, проявляется в разных деталях – от очков бывшего судьи до образа несущегося непонятно куда поезда. Актерский состав фильма – Маковецкий, Ливанов, Мысина – создает объемный психологический срез эпохи, где лидер оказывается обманщиком, успех оказывается следствием преступления, а человеческая жизнь бессмысленна настолько, что единственными естественными проявлениями остаются лишь ирония и усмешка. Фильм был показан в основном конкурсе Берлинале и получил «Серебряного медведя».

 

Встреча с Вадимом Абдрашитовым, оператором Юрием Невским и актрисой Оксаной Мысиной

 
Подробнее

10.февраля - 19:15

Армавир

1991, 130 мин., СССР

После гибели пассажирского судна «Армавир» офицер Сёмин разыскивает дочь, которой нет ни среди спасённых, ни среди утонувших. В этих поисках ему почему-то помогает скрывающийся от следствия помощник капитана «Армавира».

Фильм «Армавир» – ещё один пример сюрреалистического повествования в творчестве Вадима Абдрашитова. Режиссёр будет далее всё чаще и чаще обращаться к «глубокой метафоре». Ткань фильма устроена таким образом, что возникает бесконечная воронка действия, фетишизм детали, возможность манипуляции повествованием, являющейся отличительной чертой режиссера. Всё это помогает ему создать метафору тотальной катастрофы. Как писала Мария Кувшинова: «В “Армавире” был предсказан не только факт крушения корабля, но и состояние “после катастрофы”, когда люди оказываются в воде, тонут или пытаются выплыть, а потом бродят в одном исподнем по незнакомой реальности, забывают себя или находят себе новые имена». Поиск себя и поиск призрака себя, общая растерянность, почти апокалиптическая атмосфера фильма позволяют говорить о новом событийном повествовании в отечественном кинематографе девяностых.

Встреча с Вадимом Абдрашитовым и оператором Денисом Евстигнеевым

 
Подробнее

11.февраля - 12:50

Магнитные бури

2003, 93 мин., Россия

Испытание чувств, любовный треугольник, забастовки и рабочие волнения на родном заводе всё сильнее захватывают главного героя и приводят к разлуке с женой. Каждая вылазка на заводские баррикады оборачивается несчастьем, но ни уговоры, ни приезд из Москвы сестры жены, ни разлад с близким другом не останавливают Валерия.

«Магнитные бури» – последняя на данный момент работа режиссера, исследующего особенности повествования в кино. Объединяя множественные сюжетные линии, фильм строится на взаимодействии диалогов, полифонического рассказа и социальной критики общества, чьи законы напоминают о гетто. Перемещения персонажей, их бесконечные стычки, сопротивление друг другу по прошествии экранного времени видится почти что сюрреалистическим мотивом. Здесь можно говорить о потере, утрате времени и попытке его реконструкции в структуре «растекающегося» действия.

 

Встреча с Вадимом Абдрашитовым

Подробнее

12.февраля - 13:30

Пьеса для пассажира

1995, 103 мин., Россия

Олег был честным и принципиальным судьей. В 1979 г. он добился того, чтобы комсомолец Николай, организовавший левое производство, сел на семь лет. Спустя годы Николай стал преуспевающим бизнесменом, а Олег — железнодорожным проводником. Однажды проводник приютил у себя пассажира, не подозревая, что он и есть тот самый Николай, которому Олег сломал жизнь.

Один из самых психологических фильмов Вадима Абдрашитова. Сюжет построен на воспроизведении быта двух персонажей, являющихся словно дополнением друг друга. Парадоксальным образом «Пьеса для пассажира» отражает излюбленные темы мирового кинематографа, играя с мотивом двойничества. Зеркальность, которую Абдрашитов подчеркивает в своем фильме, проявляется в разных деталях – от очков бывшего судьи до образа несущегося непонятно куда поезда. Актерский состав фильма – Маковецкий, Ливанов, Мысина – создает объемный психологический срез эпохи, где лидер оказывается обманщиком, успех оказывается следствием преступления, а человеческая жизнь бессмысленна настолько, что единственными естественными проявлениями остаются лишь ирония и усмешка. Фильм был показан в основном конкурсе Берлинале и получил «Серебряного медведя».

 

Встреча с Вадимом Абдрашитовым, оператором Юрием Невским и актрисой Оксаной Мысиной

 
Подробнее

13.февраля - 19:30

Слуга

1988, 141 мин., СССР

Чиновник Андрей Андреевич Гудионов, начальник областного масштаба, случайно встречается с Павлом Клюевым, который только что демобилизовался и ищет место в жизни. Гудионову приглянулся парень, он берёт его к себе в личные водители. Подчинённый преданно служит и терпит весьма странный характер господина. Проходят годы, и хозяин облагодетельствует водителя, подарив ему дом, жену и даже назначив дирижёром хора. Перед нами взаимоотношения Хозяина и Слуги. Даже добившись известности, Слуга так и не смог изжить в себе внутреннее рабство.

Эта работа Вадима Абдрашитова выстроена как метафизический пейзаж. Внимание к долгим планам, к композиционному решению поддерживается драматургическим развертыванием действия. Так, Абдрашитов использует и лингвистическое сопоставление – «слуга», это ключевое определение буквально переносит название в сферу отношений между персонажами, но также указывает на пространство более глубокого диалога между начальником и исполнителем, диктатором и подчиненным. Как точно заметил Андрей

Плахов: «”Слуга” — первый фильм Абдрашитова, задуманный и выполненный в жанре откровенной притчи. До такой степени, что Гудионов был воспринят некоторыми не как реальный персонаж, а как призрак, символизирующий то ли властную вертикаль, на которую изначально насажен в России простой человек, то ли не до конца атрофированную совесть».

«Слуга» был показан в основном конкурсе Берлинале и получил премию Альфреда Бауэра за развитие киноязыка.

Подробнее

15.февраля - 19:00

Остановите Потапова! + Плюмбум, или Опасная игра

Остановите Потапова!

1973, 35 мин., СССР

Сотрудник некого НИИ Потапов — врун и приспособленец. Но Потапов даже не догадывается о том, что совершает низкие поступки. Он — такой же, как все, не лучше и не хуже…

Вадим Абдрашитов начал свой творческий путь как ироничный критик бытового сознания. В его работе «Остановите Потапова!» герой пытается успеть за временем жизни и утрачивает настоящую человеческую подлинность. Этот фильм еще был достаточно условен, хотя в нем уже проявилась особая схема взаимодействия между режиссером и окружающей действительностью.

 

Плюмбум, или Опасная игра

1986, 97 мин., СССР

Плюмбум (в переводе с латыни — свинец) — кличка пятнадцатилетнего Руслана Чутко, решившего стать «санитаром общества». Однако, увлекшись ролью борца со злом, он переступает границы дозволенного в детской игре, безжалостно вторгается в судьбы людей. Фильм был показан в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля.

«”Плюмбум, или Опасная игра” задумывался в одной эпохе (цензорам объясняли, что это «кино про дружинников»), снимался на грани, а появился уже в другой. Полным исторической иронии оказался образ главного героя-подростка по имени Руслан Чутко, современного Павлика Морозова, взявшего на себя роль «санитара», борца с правонарушителями. Среди которых — после бомжей и барменов, браконьеров и манекенщиц — он обнаруживает собственного отца и устраивает ему допрос с пристрастием. Поскольку парень (в исполнении Антона Андросова) был немного похож на юного Малколма Макдауэла, в «Плюмбуме» находили переклички с футурологическими гротесками «О, счастливчик!» Линдсея Андерсона и «Заводной апельсин» Стенли Кубрика», Андрей Плахов, «Сеанс».

 
Подробнее

17.февраля - 19:15

Парад планет

1984, 96 мин., СССР

Редкое астрономическое явление — парад планет — оказывает странное влияние на нескольких мужчин. Шестеро сорокалетних людей жили совершенно разной жизнью. Но неожиданно они вместе отправляются в удивительное путешествие: город воспоминаний, остров женщин, царство старости.

Аллегория как метод повествования выделяет фильм «Парад планет» в фильмографии режиссера. «Парад планет» — фильм, в котором название определяет не только некое космическое пространственное событие, но историю развития героев картины. Небесный маскарад повторяет мытарство душ персонажей. Не зря герои постоянно всматриваются в небо, скрытое как от них самих, так и от зрителя. Фильм был показан в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля.

«Неожиданностью стал поворот в сторону гротеска и чистой аллегории в «Параде планет». Впервые Миндадзе с Абдрашитовым так откровенно пользуются киноцитатами (феллиниевский «Город женщин», например) и вообще сознательно расширяют культурный слой. ”Парад планет” был задуман и написан на несколько лет раньше, чем снят, но его осуществлению помешала начавшаяся афганская война. Могла ли иначе, нежели как неуместный намек, быть воспринята первая фраза сценария: «Судьба явилась бритоголовым солдатом-первогодком, в сумерки вышедшим навстречу из подъезда»? «Парад планет» — едва ли не в первую очередь фильм о мужской дружбе, сильной и страстной, как любовь — завершает первый период Абдрашитова и Миндадзе. С переходом в новое экономическое, моральное и эстетическое состояние эти девственно чистые понятия перешли в число реликтовых. Как и тандем Абдрашитов-Миндадзе, которому практически не сыскать аналогов в мировом кино», Андрей Плахов, «Сеанс».

 
Подробнее

18.февраля - 13:30

Армавир

1991, 130 мин., СССР

После гибели пассажирского судна «Армавир» офицер Сёмин разыскивает дочь, которой нет ни среди спасённых, ни среди утонувших. В этих поисках ему почему-то помогает скрывающийся от следствия помощник капитана «Армавира».

Фильм «Армавир» – ещё один пример сюрреалистического повествования в творчестве Вадима Абдрашитова. Режиссёр будет далее всё чаще и чаще обращаться к «глубокой метафоре». Ткань фильма устроена таким образом, что возникает бесконечная воронка действия, фетишизм детали, возможность манипуляции повествованием, являющейся отличительной чертой режиссера. Всё это помогает ему создать метафору тотальной катастрофы. Как писала Мария Кувшинова: «В “Армавире” был предсказан не только факт крушения корабля, но и состояние “после катастрофы”, когда люди оказываются в воде, тонут или пытаются выплыть, а потом бродят в одном исподнем по незнакомой реальности, забывают себя или находят себе новые имена». Поиск себя и поиск призрака себя, общая растерянность, почти апокалиптическая атмосфера фильма позволяют говорить о новом событийном повествовании в отечественном кинематографе девяностых.

Встреча с Вадимом Абдрашитовым и оператором Денисом Евстигнеевым

 
Подробнее

19.февраля - 13:30

Слуга

1988, 141 мин., СССР

Чиновник Андрей Андреевич Гудионов, начальник областного масштаба, случайно встречается с Павлом Клюевым, который только что демобилизовался и ищет место в жизни. Гудионову приглянулся парень, он берёт его к себе в личные водители. Подчинённый преданно служит и терпит весьма странный характер господина. Проходят годы, и хозяин облагодетельствует водителя, подарив ему дом, жену и даже назначив дирижёром хора. Перед нами взаимоотношения Хозяина и Слуги. Даже добившись известности, Слуга так и не смог изжить в себе внутреннее рабство.

Эта работа Вадима Абдрашитова выстроена как метафизический пейзаж. Внимание к долгим планам, к композиционному решению поддерживается драматургическим развертыванием действия. Так, Абдрашитов использует и лингвистическое сопоставление – «слуга», это ключевое определение буквально переносит название в сферу отношений между персонажами, но также указывает на пространство более глубокого диалога между начальником и исполнителем, диктатором и подчиненным. Как точно заметил Андрей

Плахов: «”Слуга” — первый фильм Абдрашитова, задуманный и выполненный в жанре откровенной притчи. До такой степени, что Гудионов был воспринят некоторыми не как реальный персонаж, а как призрак, символизирующий то ли властную вертикаль, на которую изначально насажен в России простой человек, то ли не до конца атрофированную совесть».

«Слуга» был показан в основном конкурсе Берлинале и получил премию Альфреда Бауэра за развитие киноязыка.

Подробнее

20.февраля - 19:30

Остановился поезд

1982, 96 мин., СССР

Предотвращая катастрофу, погибает машинист поезда. Его считают героем — однако следователь стремится установить истинные обстоятельства трагедии и скоро убеждается, что несчастье стало следствием служебной недобросовестности.

”Остановился поезд” — вершина доперестроечного периода Абдрашитова. Его режиссерский стиль обретает в этом фильме тем более очевидную классическую мастеровитость, чем более советскими выглядят реалии провинциального городка, где со станции укатилась платформа и врезалась в пассажирский состав, угробив машиниста. Заезжий дотошный следователь выясняет обстоятельства аварии — и сталкивается на этой почве с идеологически ангажированным журналистом. Возникает типичный для Абдрашитова-Миндадзе контр-дуэт — противостояние двух мужчин на эмоциональном, интеллектуальном и социальном уровне. У каждого свой подход к событию и своя логика, а в итоге их дебатов становится ясно, что виноваты все — от путевого рабочего до погибшего машиниста, до руководства депо и города, которые хотят заместить правду мифом — «подвигом машиниста», спасшего пассажиров ценой жизни. Теорию подвигов в мирное время как средство камуфлировать головотяпство и коллективную безответственность можно было бы счесть советским феноменом, если бы он не пережил успешно перестройку и не вписался самым отличным образом в новорусские реалии. Вот почему лучший фильм Абдрашитова продолжает жить», Андрей Плахов, «Сеанс».

 
Подробнее

22.февраля - 19:30

Охота на лис

1980, 97 мин., СССР

Двое подростков избили рабочего и были наказаны: один получил условный срок, а другой попал в колонию. Но потерпевшего не покидает мысль о том, как теперь сложиться судьба осужденного. Он начинает регулярно ездить на свидания с заключенным…

Абдрашитов вновь провоцирует реальность на действие, происшествие становится причиной иного взгляда, размышления. Он сам комментирует сюжет фильма следующим образом: «’’Охота на лис’’ — идет человек по парку после работы, на него нападают два хулигана, которых тут же сразу находят. Всё. На этом начало развития заканчивается. Устройство драматургии представляет собой следующее: некая мощная, но простая пружина, простая по устройству, раскручивает весь остальной часовой механизм сценария. Избили два подростка, их нашли — вот пружина. Интерес всегда представляли для меня, для актеров, для всех тех, кто работал на картине, детали часового механизма».

 
Подробнее

24.февраля - 18:15

Поворот

1978, 100 мин., СССР

Молодожёны возвращаются в Москву после круиза по Чёрному морю. Кажется, их ждёт впереди счастливая жизнь, любимая работа, но случай грубо обрывает все мечты: Виктор сбивает своими «Жигулями» пожилую женщину. Его желание уйти от ответственности сменяется раскаянием и решением принять груз вины на себя.

«Спираль погружения человека в новые обстоятельства» определяет устройство драматургии, когда «некая мощная, но простая пружина раскручивала весь остальной часовой механизм сценария». История неосторожного преступления превращается в личную катастрофу. «”Поворот” казался в свое время слишком аккуратно скалькулированным для художественного произведения. Тем виднее сегодня в нем точный чертеж социалистического мироустройства — со скрытой, но оттого не менее ощутимой классовой иерархией, двойной моралью и всеобщей незащищенностью… даже не перед государством (времена-то уже не сталинские, вегетарианские), а перед каким-то молохом, роком, высшей силой. Герои Абдрашитова — никакие не диссиденты, а, наоборот, конформисты — выстроили вокруг себя уютный мирок, но, как и в фильмах Клода Шаброля, спрятаться им в нем не удается, буржуазность (даже не в парижском, а в скромном московском варианте) оказывается чревата криминальной или экзистенциальной драмой. В литературе эту ситуацию досконально исследовал Трифонов, Абдрашитов один из немногих дал ей экранную жизнь», Андрей Плахов, «Сеанс».

 
Подробнее

25.февраля - 13:30

Остановите Потапова! + Плюмбум, или Опасная игра

Остановите Потапова!

1973, 35 мин., СССР

Сотрудник некого НИИ Потапов — врун и приспособленец. Но Потапов даже не догадывается о том, что совершает низкие поступки. Он — такой же, как все, не лучше и не хуже…

Вадим Абдрашитов начал свой творческий путь как ироничный критик бытового сознания. В его работе «Остановите Потапова!» герой пытается успеть за временем жизни и утрачивает настоящую человеческую подлинность. Этот фильм еще был достаточно условен, хотя в нем уже проявилась особая схема взаимодействия между режиссером и окружающей действительностью.

 

Плюмбум, или Опасная игра

1986, 97 мин., СССР

Плюмбум (в переводе с латыни — свинец) — кличка пятнадцатилетнего Руслана Чутко, решившего стать «санитаром общества». Однако, увлекшись ролью борца со злом, он переступает границы дозволенного в детской игре, безжалостно вторгается в судьбы людей. Фильм был показан в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля.

«”Плюмбум, или Опасная игра” задумывался в одной эпохе (цензорам объясняли, что это «кино про дружинников»), снимался на грани, а появился уже в другой. Полным исторической иронии оказался образ главного героя-подростка по имени Руслан Чутко, современного Павлика Морозова, взявшего на себя роль «санитара», борца с правонарушителями. Среди которых — после бомжей и барменов, браконьеров и манекенщиц — он обнаруживает собственного отца и устраивает ему допрос с пристрастием. Поскольку парень (в исполнении Антона Андросова) был немного похож на юного Малколма Макдауэла, в «Плюмбуме» находили переклички с футурологическими гротесками «О, счастливчик!» Линдсея Андерсона и «Заводной апельсин» Стенли Кубрика», Андрей Плахов, «Сеанс».

 
Подробнее

26.февраля - 13:30

Парад планет

1984, 96 мин., СССР

Редкое астрономическое явление — парад планет — оказывает странное влияние на нескольких мужчин. Шестеро сорокалетних людей жили совершенно разной жизнью. Но неожиданно они вместе отправляются в удивительное путешествие: город воспоминаний, остров женщин, царство старости.

Аллегория как метод повествования выделяет фильм «Парад планет» в фильмографии режиссера. «Парад планет» — фильм, в котором название определяет не только некое космическое пространственное событие, но историю развития героев картины. Небесный маскарад повторяет мытарство душ персонажей. Не зря герои постоянно всматриваются в небо, скрытое как от них самих, так и от зрителя. Фильм был показан в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля.

«Неожиданностью стал поворот в сторону гротеска и чистой аллегории в «Параде планет». Впервые Миндадзе с Абдрашитовым так откровенно пользуются киноцитатами (феллиниевский «Город женщин», например) и вообще сознательно расширяют культурный слой. ”Парад планет” был задуман и написан на несколько лет раньше, чем снят, но его осуществлению помешала начавшаяся афганская война. Могла ли иначе, нежели как неуместный намек, быть воспринята первая фраза сценария: «Судьба явилась бритоголовым солдатом-первогодком, в сумерки вышедшим навстречу из подъезда»? «Парад планет» — едва ли не в первую очередь фильм о мужской дружбе, сильной и страстной, как любовь — завершает первый период Абдрашитова и Миндадзе. С переходом в новое экономическое, моральное и эстетическое состояние эти девственно чистые понятия перешли в число реликтовых. Как и тандем Абдрашитов-Миндадзе, которому практически не сыскать аналогов в мировом кино», Андрей Плахов, «Сеанс».

 
Подробнее

01.марта - 19:30

Время танцора

1997,158 мин., Россия

Закончилась гражданская война на окраине империи, герои пытаются войти в мирную жизнь. Но война не хочет уходить из их жизни. Они победители и побежденные, потому

что разучились жить в мире. Война позади, но она рядом и еще убивает.

Абдрашитов продолжает работать с сюрреалистическим повествованием в этом фильме, пусть и синхронном военному конфликту в Чечне, но не имеющем указаний ни на время, на конкретное место действия. Дробление истории на несколько сюжетных линий позволяет режиссеру уйти от обвинений в милитаристских амбициях и воспроизвести посредством создания художественного мира такую изобразительно-чувствительную структуру, которая бы действовала как разоблачение системы ценностей войны, ее жестокой природы.

 
Подробнее

03.марта - 18:00

Репортаж с асфальта + Слово для защиты

Репортаж с асфальта

1973, СССР
Первой студенческой работой Вадима Абдрашитова на режиссерском факультете ВГИКа стал немой шестиминутный документальный этюд о городе, снятый скрытой камерой. 

Слово для защиты

1976, 98 мин., СССР
Валентина Костина обвиняется в покушении на убийство своего любовника Федяева. Она признала свою вину, но её адвокат Ирина Межникова пытается найти оправдывающие обстоятельства для своей подзащитной. Постепенно Ирина выясняет подробности Валиной истории.

В 1970-е годы возникает уникальная форма кинематографического высказывания, предложенная Вадимом Абдрашитовым и Александром Миндадзе. В их первом полнометражном фильме «Слово для защиты» применен принцип драматургического пространства. Абдрашитов превратил бытовую, почти детективную историю в сложную моральную драму.

«Это прежде всего кино моральных диспутов, человеческих, а значит, и актерских дуэтов. В «Слове для защиты» дебютант Абдрашитов задумал свести двух талантливых молодых актрис — Марину Неелову и Ирину Купченко. Первая должна была быть подсудимой, вторая — судьей, первая олицетворяла витальную страсть простой женщины, приведшую к преступлению (пыталась отравить газом себя и неверного любовника), вторая — скучную жизнь по правилам столичного истеблишмента (не только юридическим). Купченко серьезно заболела, и фильм, уже не треть отснятый, пришлось переснять с пришедшей на замену Галиной Яцкиной. Новый дуэт сместил проблематику несколько в другую сторону, но все равно речь шла о разнице индивидуальных температур
 существования в общественной атмосфере, пользуясь современным слоганом, “околоноля”», Андрей Плахов, «Сеанс».

Подробнее

04.марта - 13:30

Остановился поезд

1982, 96 мин., СССР

Предотвращая катастрофу, погибает машинист поезда. Его считают героем — однако следователь стремится установить истинные обстоятельства трагедии и скоро убеждается, что несчастье стало следствием служебной недобросовестности.

”Остановился поезд” — вершина доперестроечного периода Абдрашитова. Его режиссерский стиль обретает в этом фильме тем более очевидную классическую мастеровитость, чем более советскими выглядят реалии провинциального городка, где со станции укатилась платформа и врезалась в пассажирский состав, угробив машиниста. Заезжий дотошный следователь выясняет обстоятельства аварии — и сталкивается на этой почве с идеологически ангажированным журналистом. Возникает типичный для Абдрашитова-Миндадзе контр-дуэт — противостояние двух мужчин на эмоциональном, интеллектуальном и социальном уровне. У каждого свой подход к событию и своя логика, а в итоге их дебатов становится ясно, что виноваты все — от путевого рабочего до погибшего машиниста, до руководства депо и города, которые хотят заместить правду мифом — «подвигом машиниста», спасшего пассажиров ценой жизни. Теорию подвигов в мирное время как средство камуфлировать головотяпство и коллективную безответственность можно было бы счесть советским феноменом, если бы он не пережил успешно перестройку и не вписался самым отличным образом в новорусские реалии. Вот почему лучший фильм Абдрашитова продолжает жить», Андрей Плахов, «Сеанс».

 
Подробнее

05.марта - 13:30

Охота на лис

1980, 97 мин., СССР

Двое подростков избили рабочего и были наказаны: один получил условный срок, а другой попал в колонию. Но потерпевшего не покидает мысль о том, как теперь сложиться судьба осужденного. Он начинает регулярно ездить на свидания с заключенным…

Абдрашитов вновь провоцирует реальность на действие, происшествие становится причиной иного взгляда, размышления. Он сам комментирует сюжет фильма следующим образом: «’’Охота на лис’’ — идет человек по парку после работы, на него нападают два хулигана, которых тут же сразу находят. Всё. На этом начало развития заканчивается. Устройство драматургии представляет собой следующее: некая мощная, но простая пружина, простая по устройству, раскручивает весь остальной часовой механизм сценария. Избили два подростка, их нашли — вот пружина. Интерес всегда представляли для меня, для актеров, для всех тех, кто работал на картине, детали часового механизма».

 
Подробнее

06.марта - 13:30

Поворот

1978, 100 мин., СССР

Молодожёны возвращаются в Москву после круиза по Чёрному морю. Кажется, их ждёт впереди счастливая жизнь, любимая работа, но случай грубо обрывает все мечты: Виктор сбивает своими «Жигулями» пожилую женщину. Его желание уйти от ответственности сменяется раскаянием и решением принять груз вины на себя.

«Спираль погружения человека в новые обстоятельства» определяет устройство драматургии, когда «некая мощная, но простая пружина раскручивала весь остальной часовой механизм сценария». История неосторожного преступления превращается в личную катастрофу. «”Поворот” казался в свое время слишком аккуратно скалькулированным для художественного произведения. Тем виднее сегодня в нем точный чертеж социалистического мироустройства — со скрытой, но оттого не менее ощутимой классовой иерархией, двойной моралью и всеобщей незащищенностью… даже не перед государством (времена-то уже не сталинские, вегетарианские), а перед каким-то молохом, роком, высшей силой. Герои Абдрашитова — никакие не диссиденты, а, наоборот, конформисты — выстроили вокруг себя уютный мирок, но, как и в фильмах Клода Шаброля, спрятаться им в нем не удается, буржуазность (даже не в парижском, а в скромном московском варианте) оказывается чревата криминальной или экзистенциальной драмой. В литературе эту ситуацию досконально исследовал Трифонов, Абдрашитов один из немногих дал ей экранную жизнь», Андрей Плахов, «Сеанс».

 
Подробнее

08.марта - 13:30

Репортаж с асфальта + Слово для защиты

Репортаж с асфальта

1973, СССР
Первой студенческой работой Вадима Абдрашитова на режиссерском факультете ВГИКа стал немой шестиминутный документальный этюд о городе, снятый скрытой камерой. 

Слово для защиты

1976, 98 мин., СССР
Валентина Костина обвиняется в покушении на убийство своего любовника Федяева. Она признала свою вину, но её адвокат Ирина Межникова пытается найти оправдывающие обстоятельства для своей подзащитной. Постепенно Ирина выясняет подробности Валиной истории.

В 1970-е годы возникает уникальная форма кинематографического высказывания, предложенная Вадимом Абдрашитовым и Александром Миндадзе. В их первом полнометражном фильме «Слово для защиты» применен принцип драматургического пространства. Абдрашитов превратил бытовую, почти детективную историю в сложную моральную драму.

«Это прежде всего кино моральных диспутов, человеческих, а значит, и актерских дуэтов. В «Слове для защиты» дебютант Абдрашитов задумал свести двух талантливых молодых актрис — Марину Неелову и Ирину Купченко. Первая должна была быть подсудимой, вторая — судьей, первая олицетворяла витальную страсть простой женщины, приведшую к преступлению (пыталась отравить газом себя и неверного любовника), вторая — скучную жизнь по правилам столичного истеблишмента (не только юридическим). Купченко серьезно заболела, и фильм, уже не треть отснятый, пришлось переснять с пришедшей на замену Галиной Яцкиной. Новый дуэт сместил проблематику несколько в другую сторону, но все равно речь шла о разнице индивидуальных температур
 существования в общественной атмосфере, пользуясь современным слоганом, “околоноля”», Андрей Плахов, «Сеанс».

Подробнее