Странное время

Девяностые – странное для российского кинематографа время. Время суровой действительности (разрушение иллюзий, смерть кинопроката, обнищание киностудий) и огромного количества штампов («чернуха», криминальные фильмы, дурной вкус). Нужна была дистанция, чтобы убедиться: на опустевшей земле вопреки всему чудесным образом победила жизнь. Кинематограф девяностых – ни на что не похож, он впитал своё противоречивое время, полное надежд и поражений, и породил уникальные артефакты и произведения искусства. Наша программа «Странное время» – ретроспектива длиною в год, позволяющая увидеть новыми глазами – а иногда и впервые – те фильмы, которым по-настоящему был нужен зритель и которые помогут восполнить разрыв между сегодняшним временем и советским.

Показы с пленки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Расписание

02.февраля - 20:30

Гонгофер

1992, 98 мин., Россия, реж. Бахыт Килибаев

В ролях: Виктор Степанов, Иван Мартынов, Екатерина Кмит, Мария Виноградова, Юрий Цурило

Вступительный титр фильма исчерпывающе описывает сюжет: «Жил-был на свете казак Колька Смагин — высокий, красивый, глаза карие. До двадцати пяти лет глаза карие были, а потом ему их поменяли на голубые. Вы спросите, как на голубые? Как поменяли? Про то и история».

Последний на сегодняшний день игровой фильм Бахыта Килибаева, сценариста «Иглы», – воистину культовый артефакт «Странного времени». Пугающая сказка о нечистой силе, где есть место абсурду и некрореализму, – свела вместе самых ярких и талантливых людей начала девяностых. Помимо режиссера, это сценаристы Алексей Саморядов и Петр Луцик, а также Фёдор Чистяков, лидер группы «Ноль», чьими песнями озвучен фильм и которые так хорошо подходят его насмешливо-удалой атмосфере. Эту картину журнал «Афиша» включил в список ста главных российских фильмов.

Из интервью режиссёра Бахыта Килибаева журналу «Афиша»: «История «Гонгофера» началась с того, что Леша Саморядов пришел как-то в гости и рассказал эту дикую историю — про украденные глаза, про ведьм, — и так рассказал, будто это на самом деле с ним случилось, вернее, с его кумом. Мы вообще тогда не про кино говорили, а просто про жизнь. Нелепая история не шла у меня из головы недели две, прямо мучила она меня. Я все время думал: но как же Леша, товарищ, мог наврать в глаза? И вдруг меня осенило: раз мне интересно об этом думать, может, и кино будет интересным? И я начал Лешу и Петю (Саморядова и Луцика) всяко подбивать, чтобы они написали сценарий».

Подробнее

04.февраля - 13:50

Ленинград, ноябрь

1990, Германия-СССР, 89 мин., реж. Олег Морозов, Андреас Шмидт

Ученик и соратник великого театрального режиссера Анатолия Васильева Олег Морозов с безошибочным чутьем документалиста запечатлел последний советский ноябрь, последний ноябрь города Ленинград. Уникальный портрет города, а также художественного круга того времени. Среди участников можно увидеть Бориса Юхананова, Никиту Михайловского, актеров «Школы драматического искусства» и «Театра Театра». Первый сценарий Ренаты Литвиновой. «Свой фильм Олег Морозов снял — в духе импровизации — об очень хрупких человеческих связях, постепенно приводящих к поражению его персонажей»,– Зара Абдуллаева, «Искусство кино».

Подробнее

05.февраля - 15:00

Дом под звездным небом

1991, 121 мин., СССР,  реж. Сергей Соловьев

Вернувшись из заграничной командировки, известный академик Башкирцев (Михаил Ульянов) обнаруживает за собой слежку. На своём юбилее он встречает настоящую нечистую силу в лице «товарища по Москонцерту» Валентина Компостерова (Александр Баширов). Теперь в дом Башкирцева приходят смерть и разорение…

Заключительный фильм трилогии Сергея Соловьева, начатой картинами «Асса» и «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви».

«”Асса” (1987) не только воспевала поколение «мальчика Бананана», авангардиста и свободного художника, но, создав образ Крымова, стареющего и респектабельного мафиози с «томиком Эйдельмана», парадоксальным образом исполнила элегическую прощальную песнь «застою». Лирический бурлеск «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989) был пронизан стихиями светлого юмора и выражал самозабвенное упоение новыми временами. Саркастичный и скорбный фильм «Дом под звездным небом» становится их отпеванием»,— Олег Ковалов, «Новейшая история отечественного кино. 1986–2000».

 
Подробнее

06.февраля - 14:30

Папа, умер Дед Мороз

1991, 81 мин., СССР, реж. Евгений Юфит, Владимир Маслов

Молодой ученый-биолог приехал в деревню к двоюродному брату, чтобы исследовать повадки мыши-бурозубки. У него так и не выходит погрузиться в работу, поскольку странное поведение здешних обитателей начинает притягивать все его внимание. Каждый из них одержим маниакальными идеями, мистическими, по своей сути…

Один из самых ярких фильмов «Киностудии Первого и Экспериментального фильма», «Папа, умер Дед Мороз» – стал, по выражению Олега Ковалова, «полнометражным дебютом некрореализма в условиях «легального» кинопроизводства». Вольное переложение «Семьи вурдалаков» Алексея Толстого (Алексей Герман предложил Юфиту этот текст) – этапный фильм в становлении российского авангарда и «параллельного» кино.

«Фильмы Евгения Юфита описывают волю к власти, из которой изъята вербальная составляющая. Впервые в отечественном кино одежды сброшены до конца, человек как пресловутая «машина желаний» предстает во всей первозданной красе, обнаруживая нищету сотворившей его «инженерной мысли» и — одновременно — неостановимую готовность к бессмысленному функционированию»,— Игорь Манцов, «Искусство кино».

 
Подробнее

08.февраля - 13:20

Сатана

1990, 108 мин., СССР, реж. Виктор Аристов

У председателя горисполкома Алёны Павловны похищают дочь. Преступление совершает с виду симпатичный молодой человек по имени Виталий. Он продолжает жить, как ни в чем не бывало, требуя выкуп от матери…

«Сатана» — последний завершенный Виктором Аристовым фильм, интуитивно предугадавший будущее российского кинематографа, подлинное путешествие к сердцу тьмы. Невероятно сыгранный Сергеем Куприяновым Виталий — загадочный и навсегда запоминающийся персонаж, расположившийся где-то между Плюмбумом и Данилой Багровым. В 1991 году «Сатана» удостоился на Берлинале Специального приза жюри, которое возглавлял Фолькер Шлёндорф.

«Фильм выходит в тот момент, когда желание упразднить ненавистную идеологию всё более овладевает умами, и именно поэтому в нём вовсе нет идеологии с её какими-никакими, но нравственными тормозами и скрепами», —Олег Ковалов, «Новейшая история отечественного кино. 1986–2000».

 
Подробнее

09.февраля - 20:30

Нога

1991, 87 мин., СССР, реж. Никита Тягунов

В ролях: Иван Охлобыстин, Пётр Мамонов, Иван Захава, Наталья Петрова

Двух друзей со школьной скамьи отправляют в армию. Вскоре они оказываются в Афганистане. Один из них вернется домой грузом 200, другой лишится ноги. Ампутированная конечность заживет своей жизнью и в итоге заместит своего бывшего обладателя.

«”Нога” — один из первых фильмов о главной трагедии периода застоя, войне в Афганистане, а также — первое серьезное и честное осмысление этой темы; дебют практически для всех членов команды, включая Ивана Охлобыстина, сыгравшего под псевдонимом Чужой. Единственным состоявшимся на тот момент участником проекта была Надежда Кожушаная, уже успевшая прослыть одним из самых таланливых сценаристов поколения. За основу она взяла одноименный рассказ Фолкнера (тоже о войне, только о Первой мировой). Травма Афгана была личной как для Кожушаной, так и для Тягунова (хоть сам он там и не был): по его собственным словам, «Нога» была покаянием за молчание в 1979-м. Режиссер и сценарист совершили бесстрашное погружение в материал, выслушали множество солдатских исповедей, некоторые из которых перенесли в картину — инвалидов сыграли настоящие ветераны, рассказывающие свои правдивые истории», Алексей Артамонов, «Афиша».

 
Подробнее