Последние фильмы

Кинематограф бывает жесток к своим мастерам. Многие великие режиссеры в старости обнаружили себя в непривычной ситуации: новое время, новая эстетика, другие технические возможности. Их последние фильмы – часто завещание, иногда прощание, порой случайные шедевры. И почти всегда ключ ко вселенным, над созданием которых эти режиссеры трудились десятилетиями.

Расписание

09.февраля - 16:15

Тысяча глаз доктора Мабузе

1960, 103 мин., ФРГ, Фриц Ланг

В ролях: Доун Аддамс, Петер ван Эйк, Вольфганг Прайс, Говард Вернон

В течение нескольких лет в ряде европейских стран происходят загадочные преступления: убийства, похищения людей, террористические акты, крупные финансовые кражи. Все они остаются нераскрытыми, но их объединяет одна общая черта — все жертвы бывали постояльцами берлинского отеля «Луксор». К комиссару полиции Крассу, ведущему дело об убийстве известного тележурналиста, обещавшего выступить с сенсационными разоблачениями, в добровольные помощники настойчиво набивается слепой ясновидящий Корнелиус.

Великий немецкий режиссёр Фриц Ланг после без малого трех десятилетий работал в Америке, создав корпус до сих пор недооцененных жанровых картин. Вернувшись в Западную Германию, он снова обращается к таинственной фигуре доктора Мабузе, воплощении зла на земле. О нём Ланг снял «Доктор Мабузе, игрок» (1922) и «Завещание доктора Мабузе» (1933). «Тысяча глаз доктора Мабузе» обманывает ожидания, наивному зрителю может показаться коммерческой безделушкой. На деле же это завещание Ланга, горькое свидетельство о послевоенном мире, наивно полагающем, что зло осталось в прошлом. Особенно остроумно режиссер изображает современную цивилизацию, только соблазнившуюся современной цивилизацией, бесконечными гаджетами и возможностью непрерывной слежки.

Сравнивая «Тысячу глаз доктора Мабузе» со своими ранними лентами, Фриц Ланг объяснял: «Действие предыдущего фильма происходит в сумасшедшем доме, где призрак доктора Мабузе завладевает разумом его директора, в то время как новый фильм целиком погружен в холодную современную действительность, где уже нет места призракам и привидениям, а подлинная опасность атомной войны стала источником ежесекундного страха. Уже не существует полутьмы неизвестных опасностей, нет подозрительных игр помутненного рассудка, но зато череп уничтожения улыбается нам каждое утро во весь рот с первой полосы всех газет…»

Подробнее

23.февраля - 17:40

Гертруда

1964, 116 мин., Дания, реж. Карл Теодор Дрейер

В ролях: Нина Пенс Роде, Бендт Роте, Эббе Роде, Бор Ове, Аксель Стрёбюе

Гертруда могла бы быть абсолютно счастлива. Богатый и верный муж; молодой и талантливый любовник; друг юности, который до сих пор питает к ней чувства — каждый любит ее по-своему. Но Гертруде всё это уже ни к чему, она больше не нуждается в любви, постепенно теряя вместе с ней и вкус к жизни.

Считается, что «Гертруда» выделяется из фильмографии Карла Теодора Дрейера, является в ней аномалией. Как бы не так: просто датский режиссёр изобретал кинематограф заново в каждой новой своей картине. Шестидесятые были слишком самодовольным десятилетием: новое поколение уверовало, что только оно знает, что такое современность; в Дрейере будто бы уже не было нужды. «Гертруда» проваливалась, её сочли старомодной. Сегодня этот фильм кажется вневременным в своём совершенстве и не поддающимся расшифровке, несмотря на, казалось бы, банальный сюжет; всё дело – в непостижимой загадке самой Гертруды, а, значит, человека.

«Та тревожащая странность, которую вызывает «Гертруда», и которую многие сочли за недостаток самой картины (слишком искусственной, слишком часто порывающей со здравым смыслом, а также с естественностью, психологией), эта странность касается исключительно персонажа. Только Гертруде надлежит соответствовать правилам психологической драмы, выглядеть героиней пусть и не очень типичной любовной истории. Однако этого-то и не происходит. В последней картине Дрейер ничуть не изменяет себе. Напротив, он словно бы окончательно переступает границу, оставив публику наедине с ее замешательством», Вика Смирнова, «Искусство кино»

Подробнее