«Неделя арктического кино»

«Неделя арктического кино» - это одна из частей проекта «Неизвестные герои Севера», который реализуется Студией «Позитив-фильм» при поддержке Фонда президентских грантов.

Проект направлен на восстановление исторической памяти о людях и событиях, связанных с освоением Арктики и Северного морского пути.

В рамках этого проекта создаются документальные фильмы и мультимедийные выставки о героях Севера.

В «Неделе арктического кино» демонстрируются документальные фильмы 30-х годов об освоении Арктики, которые безвозмездно предоставлены Российским государственным архивом кинофотодокументов.

Эти ленты, созданные отечественными документалистами, рассказывают об экспедициях, которые вошли в историю страны. Плавания ледокола «Сибиряков» и парохода «Челюскин», первый сквозной рейс по Севморпути за одну навигацию из Владивостока в Ленинград ледореза «Литке», высадка «папанинцев» и другие.

Фильмы не показывались по телевидению и их нельзя найти в интернете. У зрителей кинотеатра «Иллюзион» будет уникальная возможность посмотреть эти уникальные ленты на большом экране.

Расписание

16 ноября 10:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Архивное кино. «Два океана»

Фильм о героическом походе ледокола "Александр Сибиряков" под командованием капитана В. И. Воронина, начальника экспедиции академика О. Ю. Шмидта и его заместителя В. Ю. Визе через Арктику на восток, по Северному морскому пути, из Белого моря в Тихий океан. 
Это было первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию. В том же году «Александр Сибиряков» был награждён орденом Трудового Красного Знамени. 

1933, Межрабпом-фильм, 65 мин., документальный, СССР, 6+
Режиссер : В. Шнейдеров, Я. Купер 
Оператор : М. Трояновский 
Другие создатели : асс. оператора Л. Войтович, научный редактор О.Ю. Шмидт

Лента представлена в рамках программы «Неделя арктического кино».

Ледокольный пароход «Александр Сибиряков» был заложен 23 ноября 1908 года на верфи «Гендерсон и К°» под названием «Беллавенчур». 
В 1915 году куплен Министерством торговли и промышленности Российской империи для зимних рейсов в Белом море. 
В 1916 году переименован в «Александр Сибиряков», в честь исследователя Сибири А. М. Сибирякова. 
В Первую мировую войну работал в Белом море на перевозке прибывавших из стран-союзников военных грузов. 
В 1936 году судно наскочило на каменную гряду у берегов Новой Земли. В 1937 году было поднято и отремонтировано. До начала Великой Отечественной войны «Сибиряков» работал в Арктике как снабженец. 
В августе 1941 года вошёл в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии под названием ЛД-6. На корабле было установлено вооружение: два 76-мм и два 45-мм орудия, пулемёты.  
25 августа 1942 года у острова Белуха в Карском море встретил немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», который вел поиск советских и союзнических караванов в рамках операции «Вундерланд». На требование спустить флаг и лечь в дрейф «Сибиряков» ответил огнём артиллерии. После нескольких попаданий с «Шеера», которые практически уничтожил корабль, по приказу комиссара были открыты кингстоны. 


Дорогие зрители, 

мы настоятельно рекомендуем до и во время киносеанса носить средства персональной защиты (маска, перчатки), держать социальную дистанцию, производить бесконтактную оплату услуг, использовать антисептик и мыть руки.

С заботой о вашем здоровье, 
кинотеатр «Иллюзион»

Подробнее

17 ноября 10:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Архивное кино. «Челюскин. Герои Арктики»

Фильм рассказывает о трагическом рейсе парохода «Челюскин».
Лётчики, помогавшие челюскинцам со льдины, стали первыми Героями Советского Союза. Также ордена Ленина были удостоены и двое американских бортмехаников, Клайд Армстед и Уильям Левери. 

1934, Союзкинохроника, 73 мин., документальный, СССР, 6+
Режиссер : Я. М. Посельский 
Оператор(ы) : А. Шафран, М. Трояновский 
Другие создатели : С. Ренский

Лента представлена в рамках программы «Неделя арктического кино».

«Челюскин» — был построен в Дании по заказу советских внешнеторговых организаций. Он предназначялся для хождения между устьем Лены (отсюда и первоначальное название судна «Лена») и Владивостоком. По техническим данным пароход был для того времени наиболее современным грузопассажирским кораблём, построенным в соответствии со специальными требованиями Ллойда — «усиленный для навигации во льдах». Судно имело водоизмещение 7,5 тысяч тонн. 
Пароход «Лена» переименовали 19 июня 1933 года. Он получил новое название — «Челюскин» в честь русского мореплавателя и исследователя Севера С. И. Челюскина.
16 июля 1933 года пароход «Челюскин» под командованием первого капитана П.Безайса и начальника экспедиции О. Ю. Шмидта вышел из Ленинграда в Мурманск, по пути зайдя в доки компании-производителя в Копенгагене, где были устранены несколько выявленных дефектов.
В Дании, 27 июля 1933 года капитан Безайс передал командование полярному капитану В. И. Воронину, который был на судне пассажиром. 
Неоднократно организовывались экспедиции с целью поиска остова затонувшего судна. В сентябре 2006 года участники экспедиции «Челюскин-70» заявили, что они нашли затонувший пароход. Фотографии поднятых фрагментов и пробы металла направили в Копенгаген, в судостроительную компанию, со стапелей которой сошёл «Челюскин». Датские эксперты подтвердили принадлежность найденных предметов легендарному пароходу.


Дорогие зрители, 

мы настоятельно рекомендуем до и во время киносеанса носить средства персональной защиты (маска, перчатки), держать социальную дистанцию, производить бесконтактную оплату услуг, использовать антисептик и мыть руки.

С заботой о вашем здоровье, 
кинотеатр «Иллюзион»

Подробнее

18 ноября 10:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Архивное кино. «Победитель льдов»

Поход ледореза "Ф. Литке" под руководством начальника экспедиции Д. С. Дуплицкого, капитана Н. М. Николаева и научного руководителя В.Ю. Визе по великому Северному морскому пути. "Литке" предстояло спасти зимующие у северных берегов суда Ленской экспедиции, которая совершала поход от устья реки Лены в Архангельск. Также экипаж ледореза должен был провести научные исследования и проверить возможность прохождения судов в условиях Крайнего Севера. 

1935, Межрабпом-фильм, Рот-Фронт, 51 мин., СССР, 6+ 
Режиссер : Л. Бронштейн, С. Юрцев, Д. Васысь, Н. Журавлев 
Оператор: Г. Кабалов 
Другие создатели : звукооператор Ф. Илющенко, композитор Д. Блок 

Лента представлена в рамках программы «Неделя арктического кино».

«Ф. Ли́тке» — линейный ледокол российского арктического флота. Назван в честь русского исследователя Арктики, адмирала Фёдора Петровича Литке. Построен в 1909 году в Великобритании под названием «Канада», а позже — «Earl Grey». Водоизмещение судна составляло 4850 тонн. 
«Литке» не крушил лёд тяжестью корпуса, а ударами своего острого форштевня проделывал во льду трещину и затем вклинивался в неё, расширял до нужных пределов. Такие суда в терминологии первой половины XX века было принято называть ледорезами
Во время Первой мировой войны российское правительство купило судно, чтобы использовать для зимних перевозок грузов и охраны беломорских коммуникаций.
«Ф.Литке» был участником многих экспедиций по освоению Северного морского пути».
В конце лета 1941 года «Литке» был вооружен артиллерией и включён в созданную Беломорскую флотилию. Зимой 1941 и в 1942 годах он расчищал проходы во льдах к Архангельску для Атлантических конвоев. 
Две экспедиции 1948 и 1955 годов были полностью посвящены гидрографическим исследованиям арктических морей. В 1955 году «Литке» установил мировой рекорд, достигнув 83°11', не дойдя 440 морских миль (810 км) до Северного полюса, а затем благополучно возвратившись домой. Находился в эксплуатации до 1959 года. 


Дорогие зрители, 

мы настоятельно рекомендуем до и во время киносеанса носить средства персональной защиты (маска, перчатки), держать социальную дистанцию, производить бесконтактную оплату услуг, использовать антисептик и мыть руки.

С заботой о вашем здоровье, 
кинотеатр «Иллюзион»

Подробнее

19 ноября 10:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Архивное кино. «На Северном полюсе»

Фильм посвящен двум экспедициям.

Во-первых: "Северный полюс - I" (СП-1) - первая в мире советская полярная научно-исследовательская дрейфующая станция. Состав: руководитель станции И.Д.Папанин, метеоролог и геофизик Е.К.Фёдоров, радист Э.Т. Кренкель, гидробиолог и океанограф П.П. Ширшов. 
Созданная в районе Северного полюса станция «СП» через 9 месяцев дрейфа (274 дня) на юг была вынесена в Гренландское море, льдина проплыла более 2000 км. Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман» сняли четвёрку зимовщиков 19 февраля 1938 года за 70-й широтой, в нескольких десятках километров от берегов Гренландии. 

Во-вторых: воздушная экспедиция по организации "СП-I" под руководством О. Ю. Шмидта. 
Зимовщики и все оборудование были доставлены к полюсу на 4 самолётах АНТ-6- «Авиаарктика» и двухмоторном разведчике Р-6 (АНТ-7). 
Заместитель Шмидта — начальник полярной авиации М.И. Шевелёв. Командир лётного отряда и пилот флагманского корабля — Герой Советского Союза М.В.Водопьянов. Остальными самолетами управляли — Герой Советского Союза В.С.Молоков, А.Д. Алексеев, И.П.Мазурук. Самолётом-разведчиком — П.Г.Головин. 

1937, Московская студия кинохроники, 75 мин., документальный, 0+ 
Режиссер : И. Венжер, Я. Посельский 
Оператор : М. Трояновский

Лента представлена в рамках программы «Неделя арктического кино».


Дорогие зрители, 

мы настоятельно рекомендуем до и во время киносеанса носить средства персональной защиты (маска, перчатки), держать социальную дистанцию, производить бесконтактную оплату услуг, использовать антисептик и мыть руки.

С заботой о вашем здоровье, 
кинотеатр «Иллюзион»

Подробнее

20 ноября 10:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Архивное кино. АРКТИЧЕСКИЙ СБОРНИК

Хронометраж: 52 мин.

Ленты представлена в рамках программы «Неделя арктического кино».

«Арктический рейс»
1933, Востоккино, СССР, 6+ 
Режиссер и оператор: Г. Блюм

Лента о Западно-Таймырской экспедиции под руководством И. А. Ландина на шхуне "Белуха".
Западно-Таймырская экспедиция Управления полярной авиации Главсевморпути занималась исследованием западного побережья Таймырского полуострова с целью определения наилучших мест для посадок гидросамолётов. Экспедиция, которой руководил И.А. Ландин, за 23 дня работ открыла десятки островов, уточнила координаты ранее открытых, успешно провела разведку побережий ряда островов, для безопасной навигации построила и выставила 20 знаков и вех, вела геологические сборы, и изучила возможности расширения пушных и зверобойных промыслов, выявила места возможного базирования гидросамолётов.

В той экспедиции на "Белухе" работал кинооператор Георгий Блюм. 5 марта 1934 г. газета "Известия" сообщила, что кинофабрика "Востокфильм" заканчивает работу над кинокартиной о Западно-Таймырской экспедиции. 
Сведений о выходе фильма на экраны не обнаружено.
В 2019 г. при работе над проектом «Неизвестные герои Севера» фильм был обнаружен в Красногорском архиве кинофотодокументов.

Поход ледокола «Садко» 
1935, Союзкинохроника, СССР, 6+
Режиссер : О. Подгорецкая 
Оператор: В. Ешурин 
Другие создатели : Н. Бертран, А. Ройтман

Лента об Арктической экспедиции на ледоколе "Садко" по исследованию глубоководных районов Арктического бассейна.
К 1935 г. между Землей Франца-Иосифа и Северной Землей на географической карте оставалось громадное белое пятно. Оно простиралось приблизительно от 79-й параллели на север вплоть до пути дрейфа экспедиции Нансена на “Фраме”. Поэтому для участия в экспедиции были приглашены специалисты разных профилей, много плававшие в Арктике.

Ледокольный пароход «Садко» построен в Великобритания для железнодорожной компании «Рид Нюфендлэнд Компани» в 1913 году. Именован «Линтрос» в честь шотландской местности.В 1915 году был приобретён русским правительством и переименован в «Садко».11 сентября 1941 года «Садко» наскочил на ранее неизвестную подводную банку вблизи островов Известий ЦИК в Карском море и затонул. Погиб один человек, остальной экипаж спасён ледоколом «Ленин».

«Над Арктикой»
1937, Московская студия кинохроники, СССР, 6+
Режиссер : Ф. Киселев 
Оператор(ы) : Е. Ефимов 
Другие создатели : Ф. Киселев, А. Гран, Д. Овсянников

Фильм о трансатлантическом перелете лётчика Ф.Б.Фариха в 1937 году протяжённостью в 24000 км.
С 9 февраля по 10 июня 1937 года на двухмоторном Н-120 (АНТ-4) лётчик Фабио Фарих преодолевает маршрут: Москва–Свердловск–Красноярск–Иркутск–Якутск–мыс Шмидта–остров Врангеля– мыс Челюскина–остров Диксон–Амдерма–Архангельск–Москва. Имея ориентиром то железнодорожное полотно, то очертания береговой линии, он преодолел снегопады и туманы, морозы, болтанки и низкую облачность. Пролетел через район так называемого полюса холода, где морозы достигают – 60° С. Перелет длился 145 летных часов с 47 посадками. 


Дорогие зрители, 

мы настоятельно рекомендуем до и во время киносеанса носить средства персональной защиты (маска, перчатки), держать социальную дистанцию, производить бесконтактную оплату услуг, использовать антисептик и мыть руки.

С заботой о вашем здоровье, 
кинотеатр «Иллюзион»

Подробнее