Персона. Наталья Рязанцева

Сценаристы часто остаются в тени. «Иллюзион» нарушает этот порядок вещей серией персональных ретроспектив лучших авторов сценариев. Недавно отметившая восьмидесятилетний юбилей Наталья Рязанцева – ключевая фигура нашего кино. Соавтор Ильи Авербаха, она написала сценарии к «Долгим проводам» и «Чужим письмам».

Расписание

12.февраля - 19:30

Крылья

1966, 86 мин., СССР, реж. Лариса Шепитько

В ролях: Майя Булгакова, Сергей Никоненко, Жанна Болотова, Пантелеймон Крымов, Леонид Дьячков, Владимир Горелов

Психологическая драма " Крылья " - второй фильм (после "Зноя" по Чингизу Айтматову) недавней выпускницы ВГИКа Ларисы Шепитько. Международное признание и слава придут к ней десять лет спустя, после "Восхождения", но уже здесь она зарекомендовала себя большим мастером, способным проникнуть в самые сокровенные глубины человеческой сущности. Это рассказ о трех днях из жизни бывшей военной летчицы, а ныне директора ПТУ Надежды Петрухиной. Она, уважаемый в городе человек, депутат горсовета, переживает тяжелый душевный кризис. По натуре Петрухина максималист. Война для таких, как она, стала одним из высших проявлений человеческого духа. Поэтому героиня и вспоминает войну с ужасом и вместе с тем как свой звездный час. Она, на ее беду, так и не смогла перестроиться и теперь со своим максимализмом и жертвенностью выглядит порой неуместно, а то и нелепо. Едва ли не лучшую свою роль сыграла в этой картине Майя Булгакова, но все же это не "актерское", а "режиссерское" кино. Как отмечала критика, Лариса Шепитько в содружестве с оператором Игорем Слабневичем строят изобразительное решение в соответствии с тревожно-пульсирующим состоянием ума и сердца страдающей героини. Кадры ретроспекций возникают как воспоминания Петрухиной о молодости и любви, они словно бы высветлены и очищены памятью. Авторы сумели найти выразительно-поэтическую форму, просто потрясающе снята сцена прощания влюбленных. Современные сцены, напротив, даны в хроникально-будничном стиле, однако прозаическое на вид повествование наполнено множеством скрытых метафор.

Геннадий Белостоцкий

Подробнее

19.февраля - 19:30

Чужие письма

1975, 93 мин., СССР, реж. Илья Авербах

В ролях: Ирина Купченко, Светлана Смирнова, Сергей Коваленков, Зинаида Шарко, Олег Янковский, Иван Бортник, Наталья Скворцова, Майя Булгакова

...Одинокая учительница Вера Ивановна (Ирина Купченко) приютила у себя в доме свою ученицу-старшеклассницу (Светлана Смирнова). Наивная Вера Ивановна полагает, что в душе ее "трудной" ученицы еще можно посеять "разумное, доброе, вечное". Но, увы, для 16-летней максималистки не существует никаких нравственных аксиом. Ради достижения своих целей она готова шутя-играя не только читать чужие письма, но и безжалостно вторгаться в хрупкий мир чувств своего педагога...

Известный российский режиссер Илья Авербах (1934-1986) поставил жесткую драму о крахе интеллигентских иллюзий о всесилии Добра. О самоуверенном и агрессивном всезнайстве новой генерации о том, как "надо жить". О столкновении поколений, разделенных непреодолимой пропастью взаимного непонимания.

При этом картина И.Авербаха ("Монолог", "Объяснение в любви", "Фантазии Фарятьева") вовсе не напоминает моральные прописи. Она поставлена психологически тонко, неоднозначно. Ирина Купченко ("Дворянское гнездо", "Странная женщина") и Светлана Смирнова ("Впервые замужем", "Письма мертвого человека") составили замечательный актерский дуэт. Характеры их героинь вылеплены объемно, узнаваемо, живо. В отличие от иных выдающихся фильмов 60-х-70-х, "Чужие письма" не были отправлены на полку. Критический заряд фильма был как бы не замечен тогдашними властями. Картину тихо причислили к "безобидному" разряду "школьной темы"...

 

Александр Федоров

Подробнее

20.февраля - 13:30

Крылья

1966, 86 мин., СССР, реж. Лариса Шепитько

В ролях: Майя Булгакова, Сергей Никоненко, Жанна Болотова, Пантелеймон Крымов, Леонид Дьячков, Владимир Горелов

Психологическая драма " Крылья " - второй фильм (после "Зноя" по Чингизу Айтматову) недавней выпускницы ВГИКа Ларисы Шепитько. Международное признание и слава придут к ней десять лет спустя, после "Восхождения", но уже здесь она зарекомендовала себя большим мастером, способным проникнуть в самые сокровенные глубины человеческой сущности. Это рассказ о трех днях из жизни бывшей военной летчицы, а ныне директора ПТУ Надежды Петрухиной. Она, уважаемый в городе человек, депутат горсовета, переживает тяжелый душевный кризис. По натуре Петрухина максималист. Война для таких, как она, стала одним из высших проявлений человеческого духа. Поэтому героиня и вспоминает войну с ужасом и вместе с тем как свой звездный час. Она, на ее беду, так и не смогла перестроиться и теперь со своим максимализмом и жертвенностью выглядит порой неуместно, а то и нелепо. Едва ли не лучшую свою роль сыграла в этой картине Майя Булгакова, но все же это не "актерское", а "режиссерское" кино. Как отмечала критика, Лариса Шепитько в содружестве с оператором Игорем Слабневичем строят изобразительное решение в соответствии с тревожно-пульсирующим состоянием ума и сердца страдающей героини. Кадры ретроспекций возникают как воспоминания Петрухиной о молодости и любви, они словно бы высветлены и очищены памятью. Авторы сумели найти выразительно-поэтическую форму, просто потрясающе снята сцена прощания влюбленных. Современные сцены, напротив, даны в хроникально-будничном стиле, однако прозаическое на вид повествование наполнено множеством скрытых метафор.

Геннадий Белостоцкий

Подробнее

22.февраля - 13:30

Чужие письма

1975, 93 мин., СССР, реж. Илья Авербах

В ролях: Ирина Купченко, Светлана Смирнова, Сергей Коваленков, Зинаида Шарко, Олег Янковский, Иван Бортник, Наталья Скворцова, Майя Булгакова

...Одинокая учительница Вера Ивановна (Ирина Купченко) приютила у себя в доме свою ученицу-старшеклассницу (Светлана Смирнова). Наивная Вера Ивановна полагает, что в душе ее "трудной" ученицы еще можно посеять "разумное, доброе, вечное". Но, увы, для 16-летней максималистки не существует никаких нравственных аксиом. Ради достижения своих целей она готова шутя-играя не только читать чужие письма, но и безжалостно вторгаться в хрупкий мир чувств своего педагога...

Известный российский режиссер Илья Авербах (1934-1986) поставил жесткую драму о крахе интеллигентских иллюзий о всесилии Добра. О самоуверенном и агрессивном всезнайстве новой генерации о том, как "надо жить". О столкновении поколений, разделенных непреодолимой пропастью взаимного непонимания.

При этом картина И.Авербаха ("Монолог", "Объяснение в любви", "Фантазии Фарятьева") вовсе не напоминает моральные прописи. Она поставлена психологически тонко, неоднозначно. Ирина Купченко ("Дворянское гнездо", "Странная женщина") и Светлана Смирнова ("Впервые замужем", "Письма мертвого человека") составили замечательный актерский дуэт. Характеры их героинь вылеплены объемно, узнаваемо, живо. В отличие от иных выдающихся фильмов 60-х-70-х, "Чужие письма" не были отправлены на полку. Критический заряд фильма был как бы не замечен тогдашними властями. Картину тихо причислили к "безобидному" разряду "школьной темы"...

 

Александр Федоров

Подробнее

26.февраля - 19:40

Долгие проводы

1971, 95 мин., СССР, реж. Кира Муратова

В ролях: Зинаида Шарко, Олег Владимирский, Юрий Каюров, Светлана Кабанова, Лидия Базильская, Татьяна Мычко

У Евгении Васильевны сложные отношения с сыном-старшеклассником Сашей. Выросший без отца, давно оставившего семью, он стал тяготиться чрезмерной опекой матери, души в нем не чаявшей. Побывав во время летних каникул у отца, поработав вместе с ним в археологической экспедиции, юноша, желая обрести независимость, хочет переехать в Новосибирск. Узнав об этом, Евгения Васильевна пытается удержать Сашу, еще сильнее досаждая ему.

 
Подробнее

01.марта - 13:00

Долгие проводы

1971, 95 мин., СССР, реж. Кира Муратова

В ролях: Зинаида Шарко, Олег Владимирский, Юрий Каюров, Светлана Кабанова, Лидия Базильская, Татьяна Мычко

У Евгении Васильевны сложные отношения с сыном-старшеклассником Сашей. Выросший без отца, давно оставившего семью, он стал тяготиться чрезмерной опекой матери, души в нем не чаявшей. Побывав во время летних каникул у отца, поработав вместе с ним в археологической экспедиции, юноша, желая обрести независимость, хочет переехать в Новосибирск. Узнав об этом, Евгения Васильевна пытается удержать Сашу, еще сильнее досаждая ему.

 
Подробнее