Эхо XVII Международного фестиваля кинематографических дебютов «ДУХ ОГНЯ»

Третий год подряд фестиваль «Дух огня» после Ханты-Мансийска проходит в Москве. Программа Эха «Духа огня» в делится на две части: одна посвящена самым ярким дебютам новых режиссеров, а другая представляет собой российские премьеры заслуженных мастеров.

На фестивалях иногда случается чудо совпадения, возникает полифония. Авторы из самых разных стран словно ведут друг с другом диалог. Все отобранные картины неожиданно образовали друг с другом сеть рифм и перекличек.Сквозной мотив – магический реализм. Название одного из фильмов – «Мир полон тайн». Эта волшебная формулировка точнее всего описывает эстетическое напряжение конкурса, резюмирует наш поиск.

Исходная точка путешествия, в которое мы вас приглашаем, – индийская сказка «Тумбад». Редкий образец авторского кино, снятого для массового зрителя, успешного у него. «Туманность мёртвой лошади» – турецкий патафизический трактат о смерти, материи и единстве всех вещей, вдохновлённый поэмой Лукреция «О природе вещей». Дальнейшая остановка – «София Антиполис», так называется крупнейший французский технопарк. Он становится полигоном для экзистенциального детектива, фантастики без спецэффектов, утонченного стихотворения. Из будущего мы оглядываемся в прошлое: «Адам и Эвелин» – растерянный взгляд на ГДР. Протагонист воспринимает утраченную страну как потерянный рай, не может найти и осознать себя в новом мире. 

«Дождь – это пение в деревне мёртвых» – антропологическое исследование о жизни коренного населения в Бразилии, которое в соавторстве вместе с играющими самих себя людьми авторской волей режиссеров преображается в модернистский роман о высших силах, попытке исполнить своё предназначение.

Наконец, «Ещё раз снова» Ромины Паулы и «Последняя песня вечера» Евгения Гранильщикова. Оба фильмы – отчасти опыты автобиографии, где авторы играют самих себя, но снимают игровое кино. Снова происходит поэтическое и фантастические преображение реальности, где в складках быта вдруг проступает большая История, тот самый «мир полный тайн», попытка соотнести себя – отдельного человека – с окружающей нас вселенной. Отталкиваясь от постдока, режиссёры обнаруживают красоту и непознаваемость мира.

Наконец, мы показываем новые работы признанных классиков. Да, «Дух огня» – смотр дебютного кино, но порой фильмы мастеров оказываются самыми бесстрашными, самыми молодыми.

В фильме «Монровия, Индиана» документалист Фредерик Уайзман, лауреат «Золотого льва»,  проникает в подсознание консервативной Америки. Это настоящий вестерн, американа, кантри. Нет сентиментальности, только принципиальный и жалостливый взгляд.

Сербский режиссёр Желимир Жилник, лауреат «Золотого медведя», никогда не отворачивается от происходящего в мире. «Самая красивая страна на свете» снята в Вене, рассказывает о жизни иммигрантов. Но только так, как никто другой про них не снимал: Жилник не эксплуатирует их несчастья, а делает жизнелюбивый фильм, жест солидарности, кино как рукопожатие.

Классик иранского кино Амир Надери, тоже обладатель «Золотого льва», на этот раз снял самую синефильскую картину из тех, что мы покажем в этом году. «Волшебный фонарь» – посвящение Лос-Анджелесу, кинематографический миф которого определяет природу и топологию города. 

«Португалку» Риты Азеведу Гомеш мы покажем первыми в мире после Берлинале. Это экранизация новеллы Роберта Музиля с Пьером Леоном и актрисой Фассбиндера Игрид Кавен. Азеведу Гомеш работала в театре и в своих фильмах изучает его связь с кино. Здесь же переводит на визуальный язык модернистскую прозу.

Все эти фильмы задают необходимую киноманскую атмосферу нашему фестивалю. Эти режиссеры  авторы – хранители тайного знания, создающие художественные миры демиурги. 

Учитесь фантазировать – требуйте невозможного!

Расписание

05 марта 15:30

Дождь – это пение в деревне мертвых / Chuva é cantoria na aldeia dos mortos + Q&A с режиссером Жуау Салавиза

2018, 114 мин., Бразилия, Португалия, реж. Жуау Салавиза, Рене Надер Мессора, 12+
В ролях: Энрике Ияк Крахо, Раен Кото Крахо

Ияк живет в индейском племени крахо на севере Бразилии. Он бредет в темноте, его потное тело содрогается от страха. Звуки песни доносятся из-за пальм. Голос отца зовет к водопаду: настало время совершить погребальный обряд, чтобы его дух смог отправиться в страну мертвых. И тогда скорбь должна пройти.

Ияк не зря слышит голос: он выбран самой судьбой, это его предназначение – стать шаманом. Словно герой античной трагедии, он пытается воспротивиться воле тех сил, которые сильнее его. Снятый на 16мм плёнку «Дождь и песня в стране мёртвых» – завораживающее сочетание магического реализма и документальной антропологии. Этот кинороман, действие которого развивается между двумя мирами – городской Бразилии и поселения коренного народа, – снят без привычных для кино больших съемочных групп. Мессора и Салавиза работали вдвоём, а все представители крахо играют сами себя. Суть их метода и их кинематографа – соучастие, уважение к тем, с кем они работают.

Мировая премьера фильма состоялась в программе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале-2018, где картина получила специальный приз жюри. В «Иллюзионе» фильм представит режиссёр Жуау Салавиза, лауреат «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля и «Золотого медведя» Берлинале за свои короткометражные работы.

Подробнее

05 марта 17:30

Адам и Эвелин / Adam und Evelyn + Q&A с режиссером Андреасом Гольдштайном

2018, 95 мин., Германия, реж. Андреас Гольдштайн, 12+
В ролях: Анна Канис, Флориан Тайхтмайстер, Лена Лауцемис, Милиан Церцави, Кристин Александров

Фильм по мотивам одноименного романа Инго Шульце рассказывает историю супружеской пары с лета до зимы 1989 года. Она начинается в провинции Восточной Германии. Поймав Адама на измене, Эвелин решает провести свой отпуск в Венгрии. Адам едет вслед за ней. Венгрия открывает границу с Австрией, и Эвелин решает пересечь ее. Адам тоже оказывается на Западе, куда он никогда не стремился. 

В современном кино нам известен только один взгляд на ГДР и Берлинскую стену. Андреас Гольдштайн первым в немецком кино предлагает нам другой взгляд, сочувственный. Портной Адам почти что случайно оказывается в новом мире, непонятном и неблизком ему. Совсем недавнее прошлое и любимая им жизнь уже давно позади, почти так же далеко, как и история грехопадения. Гольдштайн далёк от морализаторства, но оставляет нас с героями в этот переломный в их жизни момент; он позволяет тёплому летнему солнцу ложиться на их лица, будто бы они и правда сейчас в раю. 

Мировая премьера фильма состоялась на кинофестивале в Венеции в программе «Неделя критики». В «Иллюзионе» фильм представит режиссёр Андреас Гольдштайн и ответит на вопросы зрителей после показа.

Подробнее

05 марта 19:30

Туманность мертвой лошади / Dead Horse Nebula + Q&A с режиссером Тарыком Акташем

2018, 73 мин., Турция, реж. Тарык Акташ, 18+ 
В ролях: Барыш Мерт Билги, Али явуз Ылман, Омер Бора, Серкан Айдын 

Семилетним мальчиком Хай нашел в поле мертвую лошадь и наблюдал, как взрослые пытались избавиться от нее. Этот случай произвел на него неизгладимое впечатление и на много лет остался в его памяти. Однако он не был уверен, точно ли все запомнил. Когда же во время жертвоприношения Хай случайно порезался, эти воспоминания вернулись. Шаг за шагом герой движется вперед по неотвратимому духовному пути, где он сталкивается с отношениями между человеком и природой, с единством материи и живого.

«Туманность мёртвой лошади» (так мог бы называться альбом прог-рок группы) в лаконичной форме словно бы вторит поэме Лукреция «О природе вещей», рассматривая постоянное движение и изменение материи, отношение человека и окружающего его мира, природы; наконец, столкновение со смертью. Лукреций писал, что человеку незачем бояться смерти, поскольку он сам никогда с ней не встречается: когда она наступает, его уже нет. Живое проникает в мёртвое, сконструированное человеком – в природное; за семьдесят минут мы наблюдаем фехтование материй – и всё это в жанре патафизической комедии и в то же время нравоучительной поэмы.

Мировая премьера фильма состоялась на кинофестивале в Локарно, где картина получила приз лучшему молодому режиссёру. В «Иллюзионе» фильм представит режиссёр Тарык Акташ и ответит на вопросы зрителей после показа.

Подробнее

05 марта 21:30

София Антиполис / Sophia Antipolis + Q&A с исполнителем одной из главных ролей Брюком

2018, 98 мин., Франция, реж. Виржиль Вернье, 16+
В ролях: Деви Кунец, Сандра Пуату, Юг Нжиба-Мукуна, Брюк

София-Антиполис – это технопарк на Лазурном берегу, место, где должны сбываться мечты. Но внутри него скрываются страх и отчаяние. Под обманчивым солнцем пять жизней отражают жуткую историю молодой женщины Софии. «Что связывает юную красавицу, которая хочет увеличить грудь и уговаривает хирурга сделать операцию немедленно, одинокую вдову из Вьетнама, вступающую в секту, которой руководит умелый гипнотизер, и чернокожих охранников, организующих фашиствующий отряд гражданской самообороны? Один из лучших фильмов Локарно. Головоломка сложится в последние 5 минут, как в романах Жапризо» (Дмитрий Волчек).

Виржиль Вернье после «Меркуриалий» снова снимает на 16-мм плёнку фантастический фильм без спецэффектов, особенно благородный жанр в истории французского кино. Он изощренно работает с тем, что называется сегодня постдокументальным искусством. Созданный во второй половине двадцатого века на исходе позитивизма и веры в будущее технопарк обладает своей мифологией, поэзией и прозой. Это пространство осваивает режиссер, сталкивая реальность и грезы, создавая вымышленный мир, где удивительных персонажей играют непрофессиональные актеры. «София Антиполис» – тревожная фантазия вроде бы о будущем, которое практически неотличимо от сегодняшнего дня.    

Мировая премьера фильма состоялась на кинофестивале в Локарно. В «Иллюзионе» фильм представит исполнитель одной из главных ролей Брюк и ответит на вопросы зрителей после показа.

Подробнее

06 марта 17:30

Ещё раз снова / De nuevo otra vez + Q&A с режиссером Роминой Паулой

2019, 84 мин., Аргентина, реж. Ромина Паула, 6+ 
В ролях: Ромина Паула, Моника Ранк, Пабло Сигал, Рамон Коэн Араси

После рождения сына Ромина не может принять окончательное решение об отношениях с отцом ребенка и возвращается в дом к своей матери Монике. Полностью погружаясь в ее жизнь, героиня вновь ощущает себя дочерью и пытается понять, чего же она хочет на самом деле. Она вспоминает, что чувствовала раньше, когда у нее еще не было сына, к которому сейчас она испытывает огромную любовь. Ромине необходимо осознать, кто она такая. А для этого надо вернуться к своим корням и восстановить хотя бы часть своей семейной истории.

«Лицо актрисы Ромины Паулы знакомо зрителю по аргентинским фильмам, но у себя на родине она более известна как театральный режиссер, драматург и автор нескольких романов. Её режиссерский дебют в кино «Ещё раз снова» – на первый, поверхностный взгляд может показаться очередной приглушенной трехпоколенческой драмой о радостях и тревогах материнства, о зыбкости домашнего очага и о неуклюжих поисках себя. При пристальном рассмотрении этот фильм поражает виртуозностью обращения с документальным материалом (слайды семейной хроники, мать и сын Паулы играющие самих себя), зрелостью эмоций, точностью жестов и неожиданностью аллюзий – от биографии Рильке до манифеста Революции Дочерей» (Дмитрий Мартов). 

Мировая премьера фильма состоялась на кинофестивале в Роттердаме. Показ на «Духе огня» станет вторым в мире. В «Иллюзионе» фильм представит режиссер Ромина Паула вместе с композитором и исполнителем одной из главных ролей. Они ответит на вопросы зрителей после показа.

Подробнее

06 марта 19:30

Поль Санчез вернулся! / Paul Sanchez est revenu! + Q&A с режиссером Патрисией Мазюи

2018, 110 мин., Франция, реж. Патрисия Мазюи, 16+
В ролях: Лоран Лафитт, Зита Анро, Идир Шендер, Филипп Жирар

Поля Санчеса заметили сразу же, как только он вышел из поезда в Лез-Арк в Провансе. Один из пассажиров узнал его! В местном полицейском участке никто не воспринимает новость всерьез. Даже Марион, привлекательная 25-летняя офицер, пытающаяся загладить свою вину за опрометчивый арест знаменитости. Поль Санчес – неуловимый персонаж. За десять лет прошедших после жестокой расправы над женой и детьми по всему миру были зафиксированы сотни свидетельств о том, что его видели. И теперь он снова в Лез-Арк? Зачем он вернулся?

Патрисия Мазюи снимает редко, и каждый её новый фильм отказывается укладываться в удобные классификации. «Поль Санчес вернулся!» сначала кажется полицейским детективом с элементами комедии. А оказывается портретом небольшого города, комментарием о новых медиа, экзистенциальным трактатом, социальным манифестом, словом – целым миром. В современном французском кино мало кто умеет так работать с актёрами, как она, а ритм и монтаж превращают этот фильм в абсурдистский балет под музыку Джона Кейла.

Легендарный французский журнал о кино Cahiers du Cinéma поставил «Поль Санчес вернулся!» на пятое место в десятке лучших фильмов 2018 года. В «Иллюзионе» картину представит режиссер Патрисия Мазюи, член международного жюри «Духа огня». Она ответит на вопросы зрителей после показа.

Подробнее

06 марта 22:00

Мир полон тайн / The World is Full of Secrets + Q&A с режиссером Грэмом Своном

2018, 98 мин., США, реж. Грэм Свон, 12+
В ролях: Айла Гуттман, Алекса Шэи Низиак, Вайолет Пайпер, Денниз Грегори, Елена Бургер

Голос пожилой женщины вспоминает об одном страшном событии из ее далекого прошлого: летней ночью 1996 года пять девочек-подростков оказались в загородном доме без присмотра родителей. Чтобы скоротать время, они начали рассказывать жуткие истории об окружающем мире, соревнуясь друг с другом, чей же рассказ окажется страшнее. Но чем темнее становилась ночь, тем опаснее оказывалась их игра, тем сильнее вымысел превращался в реальность в этом лихорадочном «Декамероне» в миниатюре.

«Мир полон тайн» наследует американскому литературному жанру южной готики. Девочки играют в ужасное, поскольку ещё не могут себе его вообразить. Они словно уподобляются актёрам древнегреческого театра, делясь друг с другом своими рассказами. Жестокость истории – недавней и отдаленной – накладывает на них свой отпечаток. Долгая ночь подходит к концу. Единственное утешение, которое дарит героиням Грэм Свон, – это поэзия Джон Донна.   

В «Иллюзионе» картину представит режиссер Грэм Свон (продюсер «Классического периода» Теда Фендта и «Заметок о видимом» Рикки д'Амброуза), включенный журналом Filmmaker Magazine в топ-25 самых многообещающих новых авторов американского независимого кино. После показа он ответит на вопросы зрителей.

Подробнее

07 марта 19:00

Тумбад / Tumbbad

2018, 109 мин.,  Индия, Швеция, реж. Рахи Анил Барве, Адеш Прасад, 16+
В ролях: Сохум Шах, Джоти Малше, Анита Дате, Ронджини Чакраборти, Дипак Дамле

Индия, XIX век. На окраине ветхой деревушки Тумбад живет упрямый и коварный Винаяк, незаконнорожденный сын местного старосты, одержимый мифическим сокровищем предков. Он подозревает, что тайна связана с его прабабкой – ведьмой, на которую наложили проклятие и обрекли на многовековой сон. Столкнувшись с ней, герой наконец окажется лицом к лицу с хранителем сокровищ – зловещим падшим божеством. То, что начиналось с нескольких золотых монет, быстро превратилось в безрассудное, не проходящее страстное желание, растянувшееся на десятилетия. Жадность Винаяка будет расти до тех пор, пока он не раскроет самую большую тайну всех времен и народов. Только тогда он поймет, что есть нечто более ценное, чем само сокровище.

«Тумбад» уже успел стать одним из самых успешных современных индийских фильмов, окупившись в прокате и объехав множество мировых фестивалей. Эта визионерская мрачная сказка, местами фильм ужасов, доказывает, что одно из самых сокровенных режиссёрских умений – фантазия. Современное кино всё больше оглядывается на братьев Люмьеров, но остаются авторы, верные Мельесу, искусство воображения и чуда.

Мировая премьера «Тумбада» состоялась на кинофестивале в Венеции, где фильм открывал программу «Неделя критики».

Подробнее

07 марта 21:00

Волшебный фонарь / Magic Lantern

2018, 93 мин., США, реж. Амир Надери, 12+
В ролях: Серрелл-Фрид, Софи Лэйн Кертис, Жаклин Биссет

Мечта и реальность сливаются воедино, когда Митч, молодой киномеханик из Лос-Анджелеса, заворожено смотрит фильм, который показывает. Он видит себя на экране в роли главного героя, влюбляется в таинственную девушку, которая внезапно исчезнет. К досаде своего скупого босса Эда, он бросается на ее поиски, блуждая по сновидческому Лос-Анджелесу и встречаясь со странными персонажами, такими как, например, пленительная бывшая кинозвезда. Это выходящий за пределы рационального фильм о любви, одержимости и магии кино.
Существует ли Лос-Анджелес? Как он играет себя в кино? Неужели реален Сансет Бульвар или магазин винтажной одежды «Бумажная луна»? Иранский классик, лауреат почетного «Золотого льва» Венеции за вклад в киноискусство, впервые снял фильм в этом городе, ставшем символом кинематографа. «Волшебный фонарь» можно принять за синефильскую игру, но Надери серьёзен в своём романтизме и страстной убежденности, что нет большой разницы между кино и жизнью. Это современная история Орфея и Эвридики, где природа любви и искусство оказываются тождественны. Одну из ключевых ролей в фильме сыграла Жаклин Биссет, дива и тайна современного кино, словно благословившая «Волшебный фонарь» и его незадачливого героя.
Мировая премьера фильма состоялась на кинофестивале в Венеции.

Подробнее

08 марта 17:30

Короткий метр. Программа 1 + Q&A с режиссерами

12+

В «Иллюзионе» сеанс представят и ответят на вопросы зрителей режиссеры Евгений Дакот, Лада Черномашенцева, Никита Грушин, Петр Тимофеев, Сергей Сонин

О закрой свои бледные ноги 
2018, Россия, 30 мин., реж. Евгений Дакот (МИР-5)
В ролях: Евгений Дакот, Андрей Бартенев, Данила Поляков, Алексей Юдников Евгений Даль

Фильм-фантазия о несуществующей любви. Все действие происходит в голове у главного героя. Мише снится сон, в котором ему является страстная Алиса. В погоне за своей мечтой он убежден, что встретит ее в реальности. Но сны продолжаются...

Последствия любые 
2018, Россия, 21 мин., реж. Лада Черномашенцева
В ролях: Евгения Евстигнеева, Анастасия Нувель, Дмитрий Росляков

Лена и Рита – подруги, но между ними что-то большее.Что они на самом деле чувствуют и хотят друг от друга? Отсутствие ясности в их отношениях приводит к определенным последствиям.

Третья дверь слева 
2019, Россия, 12 мин., реж. Никита Грушин (СПбШНК), Нина Волова (МШНК)
В ролях: Владимир Эдерле, Надежда Флерова, Константин Рябков, Галина Родина

В доме престарелых свой ритм: рутинные обходы, приемы пищи, бесконечные игры в лото и просмотр телевизора. Дни медбрата текут вяло и однообразно, он безучастен к работе и безразличен к окружающим, почти все его действия уже на автомате. Но вдруг одно случайное событие вырывает его из привычного состояния.

Огонь
2018, 13 мин. Россия, реж. Мария Шульгина (СПБГУКиТ, сценарная мастерская Авдотьи Смирновой и Анны Пармас) 
В ролях: Степан Девонин, Дарья Румянцева 

Полицейские патрульно-постовой службы, он и она, на дежурстве. Ничто не предвещает беды, но именно сегодня она узнает, что он ей изменил. Это открытие становится роковым, ведь у женщины в руках оружие…

Кайтлуп 
2019, Россия, 14 мин., реж. Петр Тимофеев (МШНК, мастерская Дмитрия Мамулии)
В ролях: Оксана Павлова, Дмитрий Старский

Женщина, ищущая перемен, приходит на тропический пляж, чтобы научиться кайтсерфингу. Но что, если она и есть перемены для кого-то, кто их даже и не ищет?

Русское стерео 
2019, Россия, 19 мин., Сергей Сонин
В ролях: Анастасия Заборовская, Олег Долин 

Фабулой фильма является движение Артемиды навстречу ее брату Аполлону, который возвращается из космоса с инспекцией в среднюю полосу России. Исходя из древнеславянского деления мироздания на Навь – Явь – Правь, Аполлон прибывает в центр Яви. Артемида в образе медведицы покидает свою берлогу-святилище и направляется к месту встречи. Приземлившись где-то в южно-уральских степях, Аполлон в образе пятилапого волка проходит оживающими весенними полями и березовыми фермами в сторону своего святилища – к колоннаде Аполлона в Подмосковье.

Вход свободный, по регистрации

Подробнее

08 марта 20:00

Монровия, Индиана / Monrovia, Indiana

2018, 143 мин., США, реж. Фредерик Уайзман, 12+

Классик американской документалистики, лауреат «Золотого льва» Венеции и почетного «Оскара» за вклад в кино, Фредерик Уайзман на этот раз обращается к американе, которую так умел снимать разве что только Джон Форд или Уильям Веллман. Впервые отправившись исследовать небольшой фермерский город – Монровию (с населением от 1063 до 1400 жителей по разным данным), он продолжил цикл, посвященный отдаленным изолированным сообществам. Этот фильм, рожденный из необходимости и остроты момента, как сам Уайзман поясняет, исследует «важность сельской Америки как определяющего центра американской политики и ценностей, что было продемонстрировано нам президентскими выборами в 2016 году». Но снимая представителей красного штата, он не стремится ни к карикатуре, ни к чрезмерной солидарности. В фильме много смешного, много неприятного, но в первую очередь он снимает этих людей так, что показывает их достоинство и человечность, наконец, то, что каждый из нас проживает жизнь как умеет, пусть не всегда талантливо и толково. Как настоящая американа, это фильм о смерти – одного человека, определенного уклада жизни, быть может, и политики в том виде, какой мы её знали последнее время. Это жест гуманизма, примирения и попытки понять другого.

Мировая премьера фильма состоялась на кинофестивале в Венеции

Подробнее

09 марта 17:00

Короткий метр. Программа 2 + Q&A с режиссерами

16+

В «Иллюзионе» сеанс представят и ответят на вопросы зрителей режиссеры Люся Матвеева, Анастасия Павлова, Тихон Пендюрин и Даниил Зинченко (Арт-группа Манифест), Михаил Святогор

Чудесные приключения Нильса
2018, Россия, 26 мин., реж. Люся Матвеева
В главной роли: Валя Панкова 

В мире работает огромное количество CCTV-камер. Это облачное видеонаблюдение – трансляция онлайн 24 часа в сутки – беспристрастно и беспрестанно, в отличие от любого оператора, фиксирует реальность, создавая идеальную документацию современности, находящуюся в открытом доступе. Этот фильм не снят – он смонтирован из футажей CCTV-камер. На фоне этой подчеркнутой реальности происходит трансцедентальная трансформация персонажа, который, оказавшись в ином мире, получает возможность быть везде и нигде. Основа сюжета – современная интерпретация сказочной повести Сельмы Лагерлеф «Чудесные приключения Нильса». Главный герой попадает в облачное CCTV-царство, где переживает реальные чувства и совершает реальные поступки, проходя квест, не лишенный также политических и культурных аллюзий, цель которого –конечно же, снятие чар.

Чертово колесо 
2019, Россия, 25 мин., Роман Батаев (ВКСиР)
В ролях: Игорь Лизингевич, Максим Карушев

Неудачник Ярослав возвращается на родину из длительного путешествия, где он пытался познать себя и вселенную. Возвращение приходится на день рождения сына, для которого он давно перестал быть авторитетом. Опираясь на новые ценности, Ярослав пытается противостоять преградам и наладить отношения с ребенком. Но приобретенные концепции плохо работают в мегаполисе, а сыну нужно нечто большее, чем слова…

Мишка
2018, Россия, 16 мин., реж. Анастасия Павлова (СПбШНК,  Мастерская документального и игрового кино Э.Бартенева и А.Савчука)
В ролях: Олег Попков, Галина Мочалова, Мария Лаврова, Ирина Марцинкевич, Михаил Гугнин

Человек – сам творец своего счастья. Если он махнул на себя рукой, то как бы его ни любили близкие, ни пытались помочь, поддержать – ничего не получалось. Только с собаками он смог найти общий язык.

Раздвоенная жизнь 
2019, Россия, 20 мин., Игорь Смола
В главной роли: Денис Окунев

Первые шаги шизофрении в жизни героя и попытка осознать и принять ее через себя на протяжении полугода. Как и почему это произошло с «нами»? От несведущего состояния к расщеплению когниций и эмоций. 

Манифест 
2019, Россия, 14 мин., Тихон Пендюрин, Даниил Зинченко (арт-группа «Манифест») 
 
Двое друзей, прогуливаясь по Лосиному острову, нашли камеру...

Эвридика возвращается 
2018, Россия, 7 мин., Михаил Святогор (МИР-5, Hfbk Hamburg)
В ролях: Маруся Зайцева, Данила Поляков, Сергей Соцердоцкий, Светлана Сатаева, Игорь Макаров

Растянутый миг прощания Орфея с Эвридикой по пути к Харону, куда Орфей несет ее сам, сгибаясь от стрел сожаления и мыслей, есть ли другой шанс вернуть Эвридику, если услышать себя другого. Миг настолько растянут, боль настолько сильна, бег настолько замедлен, что Орфей множится, и один из них стоит с дозором наблюдателя на границе со смирением. На какой стороне парит этот Орфей? Тот ли это наблюдатель, который останется жив, когда Орфей умрет? Почему Харон – таксист, а предадье – это спальный район, где фракталы окон отбивают ритм жизни обитателей заоконья? Что это за современный ад и какова реальность (или они уже давно поменялись местами), где у Орфея есть только миг, чтобы вернуть Эвридику?

Вход свободный, по регистрации

Подробнее

09 марта 19:30

Последняя песня вечера / This is the Last Song of the Evening + Q&A с режиссером Евгением Гранильщиковым

2019, 70 мин., Россия, Франция, реж. Евгений Гранильщиков, 12+
В ролях: Филипп Самсонов, Евгений Гранильщиков, Нина Карлссон, Ирина Патрикеева

«Последняя песня вечера» — это поэтическая история о времени, ритме, длительности и дыхании. Принимая форму минималистского фильма, она балансирует между игровым и документальным кино о повседневности, упорядоченной ежедневными бытовыми ритуалами, которые через запятую смешиваются с острыми событиями. Сама архитектоника фильма статикой и длительностью кадров постепенно накапливает уплотняющееся чувство тревоги, превращая фильм в светящийся саркофаг времени. Это фильм о незначительных движениях, о растерянных нарративах и о том, как звучит и вибрирует социум в несовместимых с ним жизненных частных пространствах.

«Импрессионистские видеодневники запечатлевают быт автора, художника Евгения Гранильщикова, и его подруги, певицы Нины Карлссон; один год между Москвой и Парижем; жизнь в стеклах витрин, под нарезку носящихся в радио- и интернет-эфире новостей. Здесь неразрывны ирония и нежность, наглость и скука, ощущение сиюминутности – всё происходит именно здесь и только сейчас – и бесконечности, когда размываются и временные, и пространственные границы, а улицы Парижа оказываются двойниками проспектов СПб» (Вадим Рутковский).

В «Иллюзионе» картину представит режиссер, лауреат премии Кандинского и участник фестиваля в Оберхаузене, Евгений Гранильщиков. После показа он ответит на вопросы зрителей.

Подробнее

09 марта 21:30

Самая красивая страна на свете / The Most Beautiful Country in the World

2018, 101 мин., Австрия, Хорватия, Словения, Сербия, реж. Желимир Жилник, 12+ 

Декабрь 2016, Вена, демонстрация перед парламентом. Два незнакомца встречаются в толпе. Один сбежал от войны из Алеппо, другой от Талибана в Афганистане. Им есть о чём поговорить: откровенный обмен опытом, попытка друг друга утешить, дружеское объятие. В этом прологе выражена вся суть кинематографа Желимира Жилника, мастера политического кино и члена жюри «Духа огня» в 2017 году. Жилник – лауреат «Золотого медведя» Берлинале и один из основоположников югославской «чёрной волны».

«Самая красивая страна на свете» не похожа ни на один из фильмов про иммигрантов: это докудрама, где нет навязчивой сентиментальности, эксплуатации, поиска сенсаций. Вместо этого Жилник естественно переключается между комедией и трагедией, музыкальным кино, даже картиной о боевых искусствах. Столкновение между традициями прошлого и новым поколением здесь достигает кульминации в уморительной инсценировке свадьбы, организованной с целью успокоения неожиданно нагрянувшего дедушки из Афганистана. Только Жилник умеет снимать острое кино, не отворачиваясь от самых насущных проблем сегодняшнего дня, предлагая их трезвый анализ, но и не забывая о человеческом и повседневном, комичном. Только он мастер показывать праздники тех, у кого на них обычно нет ни времени, ни денег, доказывая, что жизнь и радость всё равно в конечном счете одержат победу.

Подробнее

10 марта 17:20

Короткий метр. Программа 3 + Q&A с режиссерами

16+

В «Иллюзионе» сеанс представят и ответят на вопросы зрителей режиссеры Максим Шабалин, Марина Донская, Альбина Мохрякова, Саша Карелина, Ян Тамкович-Фриске 

Умри, Джульетта
2018, Россия, 20 мин., Максим Шабалин (Высшие режиссерские курсы, мастерская Александра Прошкина)
В ролях: Ирина Гринева, Лилия Хасанова, Алексей Багдасаров

Когда растишь победителя – растишь воина. В воине нужно убить любовь, чтобы он мог побеждать. Мама вырастила дочь – хорошего воина, не учла только то, что воину не важно, кого убивать.

Восьмой вид 
2018, Россия, 26 мин., реж. Лена Ланских (МШНК)
В ролях: Агнесса Цвелодуб, Ольга Миронова-Васильковская, Мария Янычева, Елизавета Кашинцева, Ксения Гекейт

В то время как коррекционный интернат готовится к Дню открытых дверей, 14-летняя Кристина принимает решение во что бы то ни стало попасть домой...

Хорошо ловится рыбка-бананка
2019, Россия, 18 мин., реж. Марина Донская (Санкт-Петербургского института культуры, кафедры кино- и фотоискусств, мастерская А. В. Киселёва)
В ролях: Константин Соя, Екатерина Черепанова, Вероника Лобанова

Свадьба. Молодожены приезжают на курорт. Мы видим один день из их жизни и кадры, снятые героем на 8-мм пленку.

Каэгха 
2019, Россия, 16 мин., реж. Альбина Мохрякова (Московская школа фотографии и мультимедиа им.Родченко, мастерская видео-арта)
В ролях: Надя Романова, Николай Мулаков, Павел Шумский, Павел Грозин, Сергей Гилев

Международный скандал: посольство России покидает Ливию. Причиной стало убийство ливийского офицера российской гражданкой. В героине репортажей автор фильма узнает свою соседку по комнате в студенческом общежитии, а через несколько лет случайно находит в Интернете ее заблокированный дневник, который раскрывает эту девушку с совершенно неожиданной стороны.

Largo ma non tanto 
Россия, 2019, 27 мин., реж. Александра Карелина (МШНК)

Фильм о мерцающем времени путешествия по незнакомому пространству. Это видеоряд, звуковая дорожка и текст, сообщающиеся друг с другом посредством перекличек, резонансов и случайных совпадений. Вместе они образуют нестабильный объект, кино об архитектуре и музыке, недвижимом и мчащемся.

Поехавший 
2018, Россия, 2 мин., реж. Ян Тамкович-Фриске (ИПСИ)

Одинокий путник на остановке в ожидании ночного автобуса.

Вход свободный, по регистрации

Подробнее

10 марта 20:00

Португалка / A Portuguesa

2018, 136 мин., Португалия, Рита Азеведу Гомеш, 12+

В ролях: Пьер Леон, Ингрид Кавен, Клара Риденстайн, Марселлу Уржеги, Рита Дурау


Вольная экранизация новеллы Роберта Музиля. На севере Италии фон Кеттен готов сражаться с силами епископа Трентского. Он даже решает найти себе жену в далекой Португалии, чтобы можно было спокойно действовать в соседних графствах. Внезапно он узнает, что появилась возможность победить епископа, и отправляется на войну. Его жена отказывается возвращаться в Португалию. В окружении горничных и слуг она наслаждается обществом своего кузена. В один прекрасный день епископ Триентский умирает, и многолетняя борьба заканчивается подписанием мира. Однако фон Кеттен считает, что такой мир принесет только коррупцию, тщеславие и болезни... После одиннадцати лет отсутствия он возвращается домой измученным и разочарованным. Его жена, которая умеет долго ждать, наверняка знает, что теперь делать...

Как можно перевести Музиля на язык кино? Рита Азеведу Гомеш создает один из самых свободных фильмов последних лет, где актеры и, соответственно, их герои – словно сообщники, которых неотвратимо куда-то несёт поток времени. Под песни великой Ингрид Кавен (постоянной актрисы Фассбиндера), под лукавым взглядом Пьера Леона (член жюри «Духа огня»-2017), под тёплым средиземноморский солнцем, которое утешает наших персонажей. Задача Азеведу Гомеш не скрыть условность кинематографа, но максимально её подчеркнуть, чтобы обратить в невероятной красоты иллюзию. Помогает ей в этом один из лучших операторов мира Акасиу де Альмейда (член жюри «Духа огня»-2014).

Европейская премьера фильма состоялась на Берлинале-2019. Показ на «Духе огня» – первый после премьеры. Сеанс представят президент фестиваля, народный артист России Сергей Александрович Соловьев.

Подробнее