Реквиемы по эпохе. Ретроспектива памяти Марлена Хуциева

C 27 марта в кинотеатре «Иллюзион» пройдёт максимально полная ретроспектива памяти Марлена Мартыновича Хуциева. Мы покажем все его режиссерские работы, включая редкие документальные ленты, картины его учителей — Игоря Савченко и Бориса Барнета, фильмы, где Хуциев выступал сценаристом или актером, а также документальные ленты о творчестве Марлена Мартыновича.

Марлен Хуциев родился в 1925 году в Тбилиси (тогда носившем название Тифлис), где и провел детство, разыгрывая во дворе спектакли, например, по написанной им пьесе «Броненосец Потемкин». После Второй мировой войны он переехал в Москву и поступил во ВГИК, где учился в мастерской у знаменитого советского режиссера Игоря Савченко. Под его руководством Хуциев вместе с однокурсником Феликсом Миронером снял дипломный короткий метр «Градостроители» (1950). Ещё один учитель молодого Марлена – Борис Барнет, у которого он работал ассистентом на картине «Ляна» (1955). Хуциев дебютировал в 1956 году «Весной на Заречной улице» (снова сорежиссер – Феликс Миронер), которую в СССР посмотрело более 30 миллионов зрителей. В 1958 в Одессе он снял первый самостоятельный фильм «Два Фёдора», где сыграл первую главную роль Василий Шукшин. 

Затем последовали «Застава Ильича» (1964) и «Июльский дождь» (1966), ставшие символами оттепели, нашей «новой волной». Эти два шедевра синхронны новому кино, появлявшемуся по всему миру. Хрущевская оттепель сменилась брежневским застоем. Российский кинокритик Мирон Черненко назвал «Июльской дождь» реквиемом по эпохе, фильмом, в котором герои «Заставы Ильича» не просто повзрослели на три с лишним года, – они повзрослели на целый исторический катаклизм. К сожалению, «Июльский дождь» подвергся травле, а «Застава Ильича» вызвала гнев Хрущева, подверглась цензуре и вышла в прокат в сокращенной, измененной версии под названием «Мне двадцать лет». Впрочем, это не помешало в 1965 году этому фильму разделить награду Венецианского кинофестиваля с «Симеоном-столпником» Бунюэля. Премьера режиссерской версии картины состоялась только в 1988 году. 

Наверное, самой запоминающейся сценой во всем творчестве Хуциева стал автобиографический финал «Заставы Ильича»: встреча с погибшим на войне отцом в финале. Поиск отца – сквозной, очень личный, мотив всех его картин. Режиссер потерял отца в 1937 во время сталинских репрессий. Его ровесники и следующее поколение росли без отцов, погибших на полях Второй мировой войны. Хуциев принадлежит к тем режиссерам, кто действительно говорил с массовым зрителем о том мире, в котором они жили; его фильмы смотрели миллионы людей. Даже сегодня этот финал с призраком отца сложно смотреть без дрожи. И можно только представить, чем эта картина была для зрителей шестидесятых.
Великая Отечественная война эхом присутствует во всех картинах Марлена Хуциева. Встреча фронтовиков в финале «Июльского дождя», послевоенная жизнь в «Двух Фёдорах», наконец, фотография отца в «Заставе Ильича»... Но только один его фильм непосредственно посвящен войне – телевизионный «Был месяц май» (1970). После него последовал 13-летний перерыв, во время которого Хуциев завершил после смерти Михаила Ромма его прощальную картину «И всё-таки я верю…» (1974) и начал преподавать во ВГИКе, где в разные годы его учениками стали Абдеррахман Сиссако, Василий Пичул и Бакур Бакурадзе. 

«Бесконечность» (1991) – последняя завершенная полнометражная картина Марлена Хуциева – не просто его шедевр, но и что-то вроде ретроспективы предыдущих картин режиссера, отсылками к которым наполнен фильм. Находясь в редкой для отечественного кино модернистской традиции, между «Зеркалом» Андрея Тарковского и «Русским ковчегом» Александра Сокурова, «Бесконечность» оказалась самым масштабным в творчестве Хуциева размышлением о природе времени и связности поколений. Одна из самых красивых сцен: главный герой получает ветхие даггеротипы от незнакомца, тот вспоминает стихотворение Пушкина. «Вы говорите так, словно его современник», – отвечает ему протагонист. Действительно, Марлен Мартынович в своих фильмах беседовал с великими классиками, словно их не разделяло время и поколения, оттого неудивительно, что последние годы он посвятил работе над своей заключительной картиной «Невечерняя», построенной вокруг двух встреч Чехова и Толстого. Он провёл свои последние годы, работая над этим фильмом и находясь с великими писателями в бесконечно уважительном и важном диалоге.

У Хуциева было множество замыслов, которым, увы, было не суждено воплотиться: экранизации «Девяносто третьего года» Виктора Гюго и «Героя нашего времени» Михаила Лермонтова, фильмы про Микеланджело, Бетховена и Пушкина (от последней идеи он не мог отказаться много десятилетий, написав подробный сценарий, позже превращенный им в радио пьесу). Был и проект «Поколение» о поколении режиссера, которым Хуциев тоже грезил много лет. Ему тоже не суждено было стать фильмом, но это не так трагично, поскольку, кажется, именно этот не снятый фильм и образуют поставленные рядом те семь игровых полнометражных фильмов, которые нам щедро подарил Марлен Хуциев.

27 марта: «Июльский дождь», Марлен Хуциев (1966)
8 апреля: «Весна на Заречной улице», Марлен Хуциев, Феликс Миронер (1956)
17 апреля: «Два Фёдора», Марлен Хуциев (1958)
29 апреля: «Гармонь», Игорь Савченко (1934)
1 мая: «И всё-таки я верю...», Михаил Ромм, Элем Климов, Марлен Хуциев (1974)
9 мая: «Люди 1941 года», Марлен Хуциев (2001)
9 мая: «В день праздника», Пётр Тодоровский (1978)
10 мая: «Был месяц май», Марлен Хуциев (1970)
12 мая: «Мне двадцать лет», Марлен Хуциев (1965)
15 мая: «Послесловие», Марлен Хуциев (1983)
19 мая: «Бесконечность», Марлен Хуциев (1991)
20 мая: «Алый парус Парижа», Марлен Хуциев (1971)
22 мая: «Ляна», Борис Барнет (1955)
29 мая: «Случайная встреча», Игорь Савченко (1936)
31 мая: «Улица молодости», Феликс Миронер (1958)
2 июня: «Июльский дождь», Марлен Хуциев (1966)
5 июня: «Интервенция», Геннадий Полока (1968)
8 июня: «Застава Ильича. Восстановленная версия», Марлен Хуциев (1962/1988)
12 июня: «Гори, гори, моя звезда», Александр Митта (1969)
15 июня: «Маленькая Вера», Василий Пичул (1988)
19 июня: «Город с утра до полуночи», Анатолий Васильев (1976)
22 июня: «Застава Ильича. Первая версия», Марлен Хуциев (1962)
23 июня: «Застава Ильича – черновики, вырезки, варианты», Анна Мальгина, Ильдар Якубов (к/м, 2015) + «Хуциев. Мотор идет!», Петр Шепотинник (2015)
26 июня: «Чапаев», Георгий Васильев, Сергей Васильев (1934)
29 июня: «Москва», Бакур Бакурадзе, Дмитрий Мамулия (к/м, 2007) + «Шультес», Бакур Бакурадзе (2008)
30 июня: «4», Илья Хржановский (2004)
15 июля: «Застава Ильича. Восстановленная версия», Марлен Хуциев (1962/1988)

Расписание

26.июня - 13:30

Алый парус Парижа

1971, 82 мин., документальный, СССР 
Режиссер: Марлен Хуциев

Снятый для телевидения (как и «Был месяц май») по случаю столетия Парижской коммуны «Алый парус Парижа» – первый документальный фильм Марлена Хуциева. Так вышло, что он практически неизвестен современному зрителю (показывали ли фильм хотя бы раз за последние двадцать лет? Вряд ли). «Алый парус Парижа» вроде бы выбивается из режиссерской фильмографии, но в то же время и в нём можно разглядеть магистральные для Хуциева темы – размышление о настоящем через призму прошлого, живое переживание трагедии Второй мировой войны, внимательное вглядывание в лица молодежи. Это историческое эссе, альтернативный политический путеводитель по городу (где Монмартр – в первую очередь «холм борцов и героев», место рождения Коммуны), наконец, отчасти опыт пропаганды – среди героев фильма знаменитые французские коммунисты Жак Дюкло, Жорж Сориа, Огюст Жилло. Больше всего завораживает взгляд Хуциева на Париж, любопытствующий, не скрывающий восхищения, но остающийся книжным, жадным до утопии. Быть может, никогда ещё французская столица не походила так на столицу социализма как в этом фильме.

Подробнее

26.июня - 19:00

Чапаев

1934, 93 мин., военный, драма
Режиссер: Георгий Васильев, Сергей Васильев
В ролях: Борис Бабочкин, Борис Блинов, Варвара Мясникова, Леонид Кмит

Классика советского кинематографа, посвященная командиру 25-й дивизии Красной армии Василию Ивановичу Чапаеву. Он готовится к решающему сражению. Партия присылает ему на помощь Дмитрия Фурманова, молодого, но образованного и умного комиссара.
Один из любимых фильмов Марлена Хуциева, о котором он всегда вспоминал. Вот как он рассказывал ещё о своих детских впечатлениях о нём: «Пошли первые кадры, а я даже слова этого еще не знал, зазвучала музыка — она в довоенных фильмах особая, послышались колокольцы, бубенцы, и вдруг откуда-то на экране выскочила тройка... Потом еще один кадр, еще — все очень просто, естественно. Бабочкин, Фурманов, фильм «Чапаев», Чапаев в нем, Петька — все это стало так близко нам всем. Мы в пионерском лагере играли, как все мальчишки того времени, в “Чапаева”. Мне, правда, почему-то доставалась роль белого офицера, который стреляет в плывущего Чапаева, этого офицера подстреливают, и он падает. Я очень хорошо падал, это ребята заметили, и мне выпала эта роль» (Малышев В., «Кино от первого лица. Марлен Хуциев смотрит фильм “Чапаев”», опубликовано на сайте «Чапаев»). 

Подробнее

29.июня - 20:40

«Москва» + «Шультес»

Москва

Россия, 2007, 35 мин., документальный
Режиссер: Бакур Бакурадзе, Дмитрий Мамулия

Несколько дней из жизни киргизской семьи. Нурик работает на стройке разнорабочим. Его старший брат Мансур – без работы. Мухаббат пытается помочь сыновьям решить их проблемы. Место действия – Москва.
Бакур Бакурадзе, один их ключевых авторов современного российского кино, окончил мастерскую Марлена Хуциева на режиссёрском факультете ВГИКа в 1998 году. Вот, что он говорил о мастере журналу «Искусство кино»:
«Хуциев пишет стихи и поэмы языком кинематографа.
Он человек, слова которого возникают у тебя в голове самостоятельно.
Марлен всегда где-то далеко, но он никогда никуда не исчезает из твоей жизни.
Мой учитель Марлен Хуциев. Кинопоэт. Я благодарен» («Без пафоса. Хуциеву — 90! Поздравляют режиссеры», Искусство кино, 2015).

Шультес 

Бакур Бакурадзе, Россия, 2008, 100 мин.
В ролях: Гела Читава, Руслан Гребенкин, Владимир Сычев, Любовь Фирсова

Лёша Шультес, бывший спортсмен, получивший серьезную травму в автомобильной аварии, становится вором-карманником. Это единственный для него способ коммуникации с внешним миром. Он живет одинокой жизнью вместе с больной матерью, ворует и изредка навещает в армии своего младшего брата. В его жизни нет места любви, дружбе, человеческим привязанностям.
Борис Хлебников делился с журналом «Сеанс» своими впечатлениями от фильма: «Для меня самое важное в «Шультесе», наверно, даже не история, а очень точный диагноз, который фильм ставит современной Москве. Москва на экране превращена в то, что все мы привыкли видеть в каких-то фантастических фильмах типа «Бегущего по лезвию». Это холодный, страшный и бесчеловечный мир, в котором жить нельзя. Это настолько точно, что в нашем обиходе появилось новое словцо – “у меня сегодня случился шультес” или “какой-то сегодня полный шультес”. Ощущением этого “полного шультеса”, безусловно, в полной мере можно насладиться в современной Москве».

Подробнее

30.июня - 21:00

4

2004, 126 мин., фантастика, драма, 18+
Режиссер: Илья Хржановский
В ролях: Марина Вовченко, Сергей Шнуров, Юрий Лагута, Леонид Фёдоров, Константин Мурзенко

Торговец мясом, настройщик рояля и проститутка случайно встречаются в ночном баре и начинают рассказывать о себе разные небылицы. Этот нетрезвый разговор так бы и остался шуткой, если бы не странные события, которые последовали сразу за встречей. «Сильный, свежий, искренний фильм — последнее качество необычайно важно, потому что это умная, не холодная, но эмоциональная искренность, которая, на мой взгляд, важнее искусности. Фильм чуток по отношению ко времени и захватывает этой чуткостью — редкой на сегодня способностью автора смотреть, видеть, не тупя глаза. Прекрасный сценарий Владимира Сорокина, который как сценарист и в этой работе показал свою способность не повторять себя» (Александр Зельдович, «Сеанс»).
Илья Хржановский («ДАУ») – пожалуй, самый масштабный ученик Марлена Хуциева. Вот, что он говорил о мастере журналу «Искусство кино»: «Наконец, я посмотрел фильм “Бесконечность”. Этот фильм меня поразил, я смотрел его много раз. Он подарил мне ощущение свободы и другого масштаба жизни как таковой. Я понял, что кино – искусство, и способ говорить о жизни, и создавать жизнь. Что это именно тот язык и то пространство, на территории которого мне необходимо оказаться. Выбирая между Берлинской академией кино и ВГИКом, я выбрал ВГИК, потому что в том году, когда я поступал, набирал курс Марлен Мартынович Хуциев. Именно он научил меня такому необходимому для режиссера качеству, как умение держать удар, отстаивать свои собственные художественные взгляды и одновременно слышать других, делать только то, что считаешь необходимым, идти в этом до конца и не идти ни на какие компромиссы» («Без пафоса. Хуциеву — 90! Поздравляют режиссеры», Искусство кино, 2015).

Подробнее

02.июля - 13:00

Ляна

1955, 78 мин., СССР, мюзикл, комедия
Режиссер: Борис Барнет
В ролях: Кюнна Игнатова, Леонид Гайдай, Александр Шворин, Раднэр Муратов, Муза Крепкогорская

В Кишинев на смотр художественной самодеятельности приезжают многочисленные конкурсанты, среди которых — ударница, комсомолка и просто красавица Ляна, ее друзья и подруги… Победив на республиканском конкурсе художественной самодеятельности в Кишинёве, друзья должны поехать в Москву, но так получилось, что в столицу едут только их возлюбленные.
В этой поздней комедии Бориса Барнета впервые в кино работал Леонид Гайдай как актер и как режиссёр-практикант, а Марлен Хуциев выступил вторым режиссёром. Пусть это и не самая успешная картина Барнета, но в середине 1950-х песню про Ляну (кстати, единственный раз в его режиссерской практике) будет петь буквально вся страна. По замечанию историка кино Евгения Яковлевича Марголита окраина Барнета окончательно отпадает от целого—становится блаженным островом, населенным милыми чудаками. И «Ляна» с удивительным поющим селом-оркестром – тоже своего рода утопическое пространство.
Вот как Марлен Хуциев вспоминал свою работу у Барнета: «Во время съемок “Ляны” Барнет дважды поручал мне самостоятельно снимать несложные сцены. Одна из них была в правлении совхоза, и Барнету, судя по всему, самому очень не хотелось с этим возиться. Я кое-как снял, чувствовал себя чрезвычайно скованным, ничего толком не мог придумать. Но, конечно, эти самостоятельные съемки были для меня важны. Я видел, как работает Барнет, как в самом незначительном куске он старается найти точные, необходимые подробности… Все это постепенно накапливалось, складывалось в один большой урок мастерства. И пусть это была совсем несложная, в общем-то, проходная для Барнета картина, но именно тогда я ощутил всем существом, что наша профессия вовсе не заключается в том, чтобы крикнуть: “Мотор!”» (Он так и не научился снимать по заказу (Запись Тамары Сергеевой) // Киноведческие записки; опубликовано на сайте «Чапаев» )

Подробнее

05.июля - 14:00

Случайная встреча

1936, 65 мин., СССР, мелодрама
Режиссер: Игорь Савченко
В ролях: Евгений Самойлов, Галина Пашкова, Валентина Ивашёва, Пётр Савин 

В 1952 году Марлен Хуциев окончил режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую Игоря Савченко. Он всегда тепло вспоминал своего мастера, в его честь назвал главного героя «Весны на Заречной улице», был рад обсуждению картин Савченко. «Случайная встреча» – один из шедевров режиссера, где дебютировал Евгений Самойлов. По форме сталинская комедия, моральная история об адюльтере, нежелании делать аборт, матери-одиночке, «Случайная встреча» примечательна не только смелостью, но и тем, как тонко и виртуозно Савченко преодолевает навязанный временем дидактизм при помощи кинематографической материи, тёплой солидарности со своими героями, наконец, нежной изобретательностью в изображении фабрики по производству детских игрушек, где происходит действие.

Подробнее

08.июля - 14:00

Город с утра до полуночи

1976, 92 мин., мелодрама, комедия
Режиссер: Анатолий Васильев
В ролях: Лев Дуров, Андрей Мартынов, Сергей Сазонтьев, Лев Круглый, Николай Волков

Своеобразная киномозаика, сложенная из отдельных новелл. Все вместе они рассказывают об одном дне из жизни людей, которые находятся рядом с нами в большом портовом городе.
«Город с утра до полуночи» – полнометражный дебют режиссёра Анатолия Васильева. Марлен Хуциев выступал научным руководителем ещё на его короткометражной телевизионной ленте «Цвет белого снега» (1970). «Город с утра до полуночи» – памятник Одессы второй половины семидесятых годов, и по сегодняшний день этот фильм почти что путеводитель по городу. В Одессе начинали работать Марлен Хуциев и Феликс Миронер, чьи пути снова сошлись именно на «Городе с утра до полуночи»: Хуциев был художественным руководителем фильма, а Миронер написал его сценарий.

Подробнее

09.июля - 14:00

Улица молодости

Улица молодости
1958, 89 мин., драма
Режиссер: Феликс Миронер
В ролях: Владимир Земляникин, Николай Ключнев, Инга Будкевич, Лев Борисов, Сергей Курилов

На месте старой окраины — новостройка. Сюда прибывает большая группа выпускников ремесленного училища. Заводила и душа группы — веселый плотник Костя. Демобилизовавшегося из армии Сергея Назаренко выдвигают в комсорги. Вскоре на стройку прибывает группа девушек из села — и начинается интересная жизнь: сплачивается молодежный коллектив, зарождаются симпатии и любовь, образуются семьи…
После «Весны на Заречной улице» Марлен Хуциев и Феликс Миронер расстались из-за разного подхода к работе: Миронер предпочитал более основательный подход к написанию сценария, а Хуциева в первую очередь интересовала атмосфера, освобождение от канонов классической драматургии. В 1958 году они оба дебютировали самостоятельными режиссерскими работами на Одесской киностудии, Хуциев – «Двумя Фёдорами», Миронер – «Улицей молодости». Тем не менее, это тоже совместная работа: сценарий «Улицы молодости» они написали вдвоём. В фильме играли многие актеры, снимавшиеся в «Весне на Заречной улице», а свои первые роли исполнили Любовь Стриженова и Инга Будкевич.

Подробнее

15.июля - 18:30

Застава Ильича. Восстановленная версия

1962/1988, 197 мин., СССР
Режиссер: Марлен Хуциев
В ролях: Валентин Попов, Николай Губенко, Станислав Любшин, Марианна Вертинская

Трое друзей первого послевоенного поколения – двадцатилетние Сергей, Николай и Слава – взрослеют в полной надежд Москве начала шестидесятых. Как говорил сам Марлен Хуциев: «”Застава”, конечно, в значительной степени личная картина. Я даже говорил что эти три героя – это я. Один – мои внутренние сомнения, поиски. Второй – моё тогдашнее семейное положение. Наконец, третий – тот, каким бы я хотел бы быть». Это каноническая версия фильма «Застава Ильича», восстановленная Марленом Хуциевым в 1988 году.
«Застава Ильича» – возможно, важнейший советский фильм шестидесятых, подлинная энциклопедия московской жизни того времени, обстоятельный перечень надежд, иллюзий и разочарований. Хуциев уже был на поколение старше своих героев, поэтому в качестве соавтора сценария он пригласил 22-летнего студента ВГИКа Геннадия Шпаликова. В 1966 он сам снимет свой единственный фильм «Долгая счастливая жизнь», а в 1974 покончит с собой, так и оставшись в истории кино художником, повлиявшим на очень многих режиссеров, но самостоятельно успевшим сделать, увы, сравнительно мало. Во многом благодаря ему, была поставлена знаменитая сцена вечеринки в «Заставе Ильича», где среди гостей, помимо других молодых кинематографистов, можно увидеть Тарковского, Кончаловского и Наталью Рязанцеву. Ещё две ключевые сцены – первомайская демонстрация и литературный вечер в Политехническом музее, где выступали Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Римма Казакова, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина.
«Спустя более двадцати лет по решению Комиссии по конфликтным творческим вопросам, утвержденным Секретариатом правления Союза Кинематографистов СССР, было решено восстановить авторскую версию картины «Застава Ильича». Первая авторская версия не была уничтожена в шестьдесят втором году. Она хранилась и хранится в Госфильмофонде, но новая «Застава Ильича» восемьдесят восьмого года на нее не похожа. Тогда в шестьдесят втором году Хуциев воспользовался скандалом вокруг картины и переснимал некоторые сцены, казавшиеся ему неудачными. Цензурный нажим позволил режиссеру доработать фильм в соответствии со своим замыслом» (Анна Мальгина).

Подробнее