Реквиемы по эпохе. Ретроспектива памяти Марлена Хуциева

C 27 марта в кинотеатре «Иллюзион» пройдёт максимально полная ретроспектива памяти Марлена Мартыновича Хуциева. Мы покажем все его режиссерские работы, включая редкие документальные ленты, картины его учителей — Игоря Савченко и Бориса Барнета, фильмы, где Хуциев выступал сценаристом или актером, а также документальные ленты о творчестве Марлена Мартыновича.

Марлен Хуциев родился в 1925 году в Тбилиси (тогда носившем название Тифлис), где и провел детство, разыгрывая во дворе спектакли, например, по написанной им пьесе «Броненосец Потемкин». После Второй мировой войны он переехал в Москву и поступил во ВГИК, где учился в мастерской у знаменитого советского режиссера Игоря Савченко. Под его руководством Хуциев вместе с однокурсником Феликсом Миронером снял дипломный короткий метр «Градостроители» (1950). Ещё один учитель молодого Марлена – Борис Барнет, у которого он работал ассистентом на картине «Ляна» (1955). Хуциев дебютировал в 1956 году «Весной на Заречной улице» (снова сорежиссер – Феликс Миронер), которую в СССР посмотрело более 30 миллионов зрителей. В 1958 в Одессе он снял первый самостоятельный фильм «Два Фёдора», где сыграл первую главную роль Василий Шукшин. 

Затем последовали «Застава Ильича» (1964) и «Июльский дождь» (1966), ставшие символами оттепели, нашей «новой волной». Эти два шедевра синхронны новому кино, появлявшемуся по всему миру. Хрущевская оттепель сменилась брежневским застоем. Российский кинокритик Мирон Черненко назвал «Июльской дождь» реквиемом по эпохе, фильмом, в котором герои «Заставы Ильича» не просто повзрослели на три с лишним года, – они повзрослели на целый исторический катаклизм. К сожалению, «Июльский дождь» подвергся травле, а «Застава Ильича» вызвала гнев Хрущева, подверглась цензуре и вышла в прокат в сокращенной, измененной версии под названием «Мне двадцать лет». Впрочем, это не помешало в 1965 году этому фильму разделить награду Венецианского кинофестиваля с «Симеоном-столпником» Бунюэля. Премьера режиссерской версии картины состоялась только в 1988 году. 

Наверное, самой запоминающейся сценой во всем творчестве Хуциева стал автобиографический финал «Заставы Ильича»: встреча с погибшим на войне отцом в финале. Поиск отца – сквозной, очень личный, мотив всех его картин. Режиссер потерял отца в 1937 во время сталинских репрессий. Его ровесники и следующее поколение росли без отцов, погибших на полях Второй мировой войны. Хуциев принадлежит к тем режиссерам, кто действительно говорил с массовым зрителем о том мире, в котором они жили; его фильмы смотрели миллионы людей. Даже сегодня этот финал с призраком отца сложно смотреть без дрожи. И можно только представить, чем эта картина была для зрителей шестидесятых.
Великая Отечественная война эхом присутствует во всех картинах Марлена Хуциева. Встреча фронтовиков в финале «Июльского дождя», послевоенная жизнь в «Двух Фёдорах», наконец, фотография отца в «Заставе Ильича»... Но только один его фильм непосредственно посвящен войне – телевизионный «Был месяц май» (1970). После него последовал 13-летний перерыв, во время которого Хуциев завершил после смерти Михаила Ромма его прощальную картину «И всё-таки я верю…» (1974) и начал преподавать во ВГИКе, где в разные годы его учениками стали Абдеррахман Сиссако, Василий Пичул и Бакур Бакурадзе. 

«Бесконечность» (1991) – последняя завершенная полнометражная картина Марлена Хуциева – не просто его шедевр, но и что-то вроде ретроспективы предыдущих картин режиссера, отсылками к которым наполнен фильм. Находясь в редкой для отечественного кино модернистской традиции, между «Зеркалом» Андрея Тарковского и «Русским ковчегом» Александра Сокурова, «Бесконечность» оказалась самым масштабным в творчестве Хуциева размышлением о природе времени и связности поколений. Одна из самых красивых сцен: главный герой получает ветхие даггеротипы от незнакомца, тот вспоминает стихотворение Пушкина. «Вы говорите так, словно его современник», – отвечает ему протагонист. Действительно, Марлен Мартынович в своих фильмах беседовал с великими классиками, словно их не разделяло время и поколения, оттого неудивительно, что последние годы он посвятил работе над своей заключительной картиной «Невечерняя», построенной вокруг двух встреч Чехова и Толстого. Он провёл свои последние годы, работая над этим фильмом и находясь с великими писателями в бесконечно уважительном и важном диалоге.

У Хуциева было множество замыслов, которым, увы, было не суждено воплотиться: экранизации «Девяносто третьего года» Виктора Гюго и «Героя нашего времени» Михаила Лермонтова, фильмы про Микеланджело, Бетховена и Пушкина (от последней идеи он не мог отказаться много десятилетий, написав подробный сценарий, позже превращенный им в радио пьесу). Был и проект «Поколение» о поколении режиссера, которым Хуциев тоже грезил много лет. Ему тоже не суждено было стать фильмом, но это не так трагично, поскольку, кажется, именно этот не снятый фильм и образуют поставленные рядом те семь игровых полнометражных фильмов, которые нам щедро подарил Марлен Хуциев.

27 марта: «Июльский дождь», Марлен Хуциев (1966)
8 апреля: «Весна на Заречной улице», Марлен Хуциев, Феликс Миронер (1956)
17 апреля: «Два Фёдора», Марлен Хуциев (1958)
29 апреля: «Гармонь», Игорь Савченко (1934)
1 мая: «И всё-таки я верю...», Михаил Ромм, Элем Климов, Марлен Хуциев (1974)
9 мая: «Люди 1941 года», Марлен Хуциев (2001)
9 мая: «В день праздника», Пётр Тодоровский (1978)
10 мая: «Был месяц май», Марлен Хуциев (1970)
12 мая: «Мне двадцать лет», Марлен Хуциев (1965)
15 мая: «Послесловие», Марлен Хуциев (1983)
19 мая: «Бесконечность», Марлен Хуциев (1991)
20 мая: «Алый парус Парижа», Марлен Хуциев (1971)
22 мая: «Ляна», Борис Барнет (1955)
29 мая: «Случайная встреча», Игорь Савченко (1936)
31 мая: «Улица молодости», Феликс Миронер (1958)
2 июня: «Июльский дождь», Марлен Хуциев (1966)
5 июня: «Интервенция», Геннадий Полока (1968)
8 июня: «Застава Ильича. Восстановленная версия», Марлен Хуциев (1962/1988)
12 июня: «Гори, гори, моя звезда», Александр Митта (1969)
15 июня: «Маленькая Вера», Василий Пичул (1988)
19 июня: «Город с утра до полуночи», Анатолий Васильев (1976)
22 июня: «Застава Ильича. Первая версия», Марлен Хуциев (1962)
23 июня: «Застава Ильича – черновики, вырезки, варианты», Анна Мальгина, Ильдар Якубов (к/м, 2015) + «Хуциев. Мотор идет!», Петр Шепотинник (2015)
26 июня: «Чапаев», Георгий Васильев, Сергей Васильев (1934)
29 июня: «Москва», Бакур Бакурадзе, Дмитрий Мамулия (к/м, 2007) + «Шультес», Бакур Бакурадзе (2008)
30 июня: «4», Илья Хржановский (2004)
15 июля: «Застава Ильича. Восстановленная версия», Марлен Хуциев (1962/1988)

Расписание

29.июля - 14:00

Город с утра до полуночи

1976, 92 мин., мелодрама, комедия
Режиссер: Анатолий Васильев
В ролях: Лев Дуров, Андрей Мартынов, Сергей Сазонтьев, Лев Круглый, Николай Волков

Своеобразная киномозаика, сложенная из отдельных новелл. Все вместе они рассказывают об одном дне из жизни людей, которые находятся рядом с нами в большом портовом городе.
«Город с утра до полуночи» – полнометражный дебют режиссёра Анатолия Васильева. Марлен Хуциев выступал научным руководителем ещё на его короткометражной телевизионной ленте «Цвет белого снега» (1970). «Город с утра до полуночи» – памятник Одессы второй половины семидесятых годов, и по сегодняшний день этот фильм почти что путеводитель по городу. В Одессе начинали работать Марлен Хуциев и Феликс Миронер, чьи пути снова сошлись именно на «Городе с утра до полуночи»: Хуциев был художественным руководителем фильма, а Миронер написал его сценарий.

Подробнее

30.июля - 14:00

Чапаев

1934, 93 мин., военный, драма
Режиссер: Георгий Васильев, Сергей Васильев
В ролях: Борис Бабочкин, Борис Блинов, Варвара Мясникова, Леонид Кмит

Классика советского кинематографа, посвященная командиру 25-й дивизии Красной армии Василию Ивановичу Чапаеву. Он готовится к решающему сражению. Партия присылает ему на помощь Дмитрия Фурманова, молодого, но образованного и умного комиссара.
Один из любимых фильмов Марлена Хуциева, о котором он всегда вспоминал. Вот как он рассказывал ещё о своих детских впечатлениях о нём: «Пошли первые кадры, а я даже слова этого еще не знал, зазвучала музыка — она в довоенных фильмах особая, послышались колокольцы, бубенцы, и вдруг откуда-то на экране выскочила тройка... Потом еще один кадр, еще — все очень просто, естественно. Бабочкин, Фурманов, фильм «Чапаев», Чапаев в нем, Петька — все это стало так близко нам всем. Мы в пионерском лагере играли, как все мальчишки того времени, в “Чапаева”. Мне, правда, почему-то доставалась роль белого офицера, который стреляет в плывущего Чапаева, этого офицера подстреливают, и он падает. Я очень хорошо падал, это ребята заметили, и мне выпала эта роль» (Малышев В., «Кино от первого лица. Марлен Хуциев смотрит фильм “Чапаев”», опубликовано на сайте «Чапаев»). 

Подробнее

31.июля - 14:00

Послесловие

1983, 98 мин., СССР, драма
Режиссер: Марлен Хуциев
В ролях: Ростислав Плятт, Андрей Мягков, Юрий Сенкевич

В Москву приезжает с визитом к дочери пожилой мужчина. Она уехала в командировку, и в квартире остаются вдвоем тесть и зять. Таков сюжет камерного «Послесловия» – позднего фильма Марлена Хуциева, наиболее традиционного в его творчестве. Пожалуй, здесь самым буквальным образом выражена основная тема всех без исключения его фильмов: встреча прошлого и настоящего (как сформулировал французский историк кино Бернар Эйзеншиц), в данном случае – буквальный визит из прошлого.

После многолетнего вынужденного перерыва Марлен Хуциев вернулся в режиссуру уже в совсем другое время – даже ту Москву, которую он запечатлел в «Июльском дожде» и «Заставе Ильича», почти не узнать. Вот не узнает её и нежданный гость в исполнении великолепного актера Ростислава Плятта, для которого «Послесловие» стало последней ролью в кино. Собственно, Москвы в этом замкнутом в четырех стенах фильме почти и не видно: Хуциев снимает так, словно и не изобретал он в шестидесятые формул, изменивших советское кино. В качестве литературного первоисточника выступил короткий рассказ «Тесть приехал» малоизвестного писателя Юрия Пахомова. Но не стоит обманываться: перед нами все тот же Хуциев, который настойчиво возвращается к излюбленным темам и мотивам. Фильм заканчивается загадочной и завораживающей сценой проявки фотографий уехавшего старика. Это странное вторжение в ткань классицистического фильма – символическое проявление прошлого в ландшафте настоящего, сродни финалу «Июльского дождя». Как писал Мирон Черненко: «Картина Хуциева была послесловием без всяких кавычек, была эпитафией эпохе «Заставы Ильича» и «Июльского дождя», снятой уже с достаточной временной дистанции, уже без особых эмоций, с печальной мудростью человека, подводящего итог и своему в этом времени участию, и своей судьбе шестидесятых и семидесятых годов».

 

Подробнее

07.сентября - 19:00

МАЛЫЙ ЗАЛ. «Мне двадцать лет»

1965, 173 мин., СССР, драма
Режиссер: Марлен Хуциев
В ролях: Валентин Попов, Николай Губенко, Станислав Любшин, Марианна Вертинская

Трое друзей первого послевоенного поколения – двадцатилетние Сергей, Николай и Слава – взрослеют в полной надежд Москве начала шестидесятых. Как говорил сам Марлен Хуциев: «”Застава”, конечно, в значительной степени личная картина. Я даже говорил что эти три героя – это я. Один – мои внутренние сомнения, поиски. Второй – моё тогдашнее семейное положение. Наконец, третий – тот, каким бы я хотел бы быть».

«После гнева Хрущева и последовавших обсуждений Марлену Хуциеву пришлось внести многочисленные правки и сокращения в «Заставу Ильича» и даже сменить актера (в роли отца Сергея в финале). Режиссера просили вырезать почти половину сцен: литературный вечер в Политехническом музее, поход на выставку в музей Пушкина, танцы на квартире друзей со свечами, ночевку у случайной знакомой, разговор Сергея со своим отцом и отцом Ани, неудавшаяся вербовка Коли Фокина в стукачи. Почти два года авторы «корректировали» картину. Вырезая, доснимая, переозвучивая самостоятельно, они спасали материал от полки и от сторонней редактуры. Стремясь максимально сохранить концепцию картины: киногруппа завершила работу в шестьдесят четвертом году, и в начале шестьдесят пятого года фильм вышел на экран под названием «Мне двадцать лет». Примечательно, что последняя правка перед выпуском касалась самого Хрущева – Хуциева попросили вырезать документальные кадры майской демонстрации, в которых появляется уже бывший генсек. «Мне двадцать лет» – в сущности, отдельная, совершенно авторская картина в фильмографии Марлена Хуциева» (Анна Мальгина). 

Подробнее