Первые и единственные

Послевоенная история отечественного кино полна историй сингулярных режиссерских опытов, не получивших никакого продолжения. Помимо канонических примеров «Комиссара» Александра Алкольдова или «Долгой счастливой жизни» Геннадия Шпаликова, которым в силу совершенно разных причин было суждено остаться единственной режиссерской строкой в авторских фильмографиях, мы покажем менее известные примеры дебютных и одновременно прощальных фильмов. «Прощай» яркого поэта-фронтовика Григория Поженяна, «Происшествие, которого никто не заметил» блестящего драматурга Александра Володина, «Первороссияне» философа Евгения Шифферса, «Самый последний день» и «Сукины дети» знаменитых артистов Михаила Ульянова и Леонида Филатова и еще несколько более поздних, но не менее знаковых фильмов своего времени будут представлены в рамках программы. В киношколах всего мира наставники призывают учеников снимать первый свой фильм так, как будто он окажется и последним, но мало кто испытал на практике буквальную реализацию этой риторической фигуры. История каждой режиссерской монофильмографии по-своему драматична и абсолютно индивидуальна. Для кого-то единственный поставленный фильм закончился запретом на профессию и полностью перевернул судьбу (Аскольдов, Шифферс), кто-то разочаровался в себе и сам решил ограничиться разовой интервенцией в режиссуру (Поженян, Володин), а в чьей-то биографии режиссерский опыт совсем растворился и стерся из памяти, как никем не замеченное происшествие (Ульянов, Филатов). Но, несмотря на различия историй создания и экранной судьбы, все без исключения фильмы нашей программы раскрывают особенности биографий своих авторов и целого поколения отечественных кинематографистов.

Куратор программы — киновед, креативный продюсер Киностудии им. М. Горького, преподаватель ВГИК и МГУ Андрей Апостолов

Расписание

16.июля - 12:50

Чернов. Chernov

1990, 99 мин., СССР, Испания, драма
Режиссер: Сергей Юрский
В ролях: Андрей Смирнов, Сергей Юрский, Елена Яковлева, Олег Басилашвили, Ширвани Чалаев, Елена Коренева

Название объясняется тем, что в картине как бы два фильма: один — о реальном дне жизни реального московского архитектора Александра Петровича Чернова, его душевном кризисе; а другой — вымысел Чернова. Там — иная судьба, иная страна, иная жизнь. Именно в нее, в эту самую жизнь Чернов и стремится попасть — и ради поездки в Испанию ему придется пойти на предательство. Там, на какой-то миг, двойники будут рядом и оба будут на волосок от смерти. Кто погибнет весной 1978 года?…

Подробнее

09.октября - 14:00

МАЛЫЙ ЗАЛ. Архивное кино. «Комиссар»

1967, 109 мин., СССР, драма, военный, 12+
Режиссер: Александр Аскольдов
В ролях: Нонна Мордюкова, Ролан Быков, Раиса Недашковская, Людмила Волынская, Василий Шукшин, Люба Кац, Павлик Левин

Единственный художественный фильм режиссера Александра Аскольдова по мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве». Картина была запрещена для показа и провела «на полке» более двадцати лет, а режиссёра уволили со студии со штампом в трудовой книжке «профессионально непригоден», исключили из партии и лишили возможности работать по профессии. После просмотра «Комиссара» Сергей Герасимов не подчинился требованию смыть все негативы фильма. Премьера фильма состоялась 8 июля 1987 года во внеконкурсной программе Московского международного кинофестиваля.

Действие фильма происходит во время Гражданской войны. Героиня, комиссар Красной армии Клавдия Вавилова, привыкла к суровой мужской военной жизни. Казалось бы, в ней не осталось ничего женского. Поэтому неожиданная беременность приводит её в ужас. Попав в семью бедного многодетного еврея Магазанника (Ролан Быков), она постепенно «оттаивает». Но жестокое время диктует свои законы.

Подробнее

09.октября - 16:00

МАЛЫЙ ЗАЛ. Архивное кино. «Происшествие, которого никто не заметил»

1967, 66 мин., СССР, мелодрама,12+
Режиссер: Александр Володин
В ролях: Жанна Прохоренко, Виталий Соломин, Зинаида Славина, Георгий Штиль, Вера Титова

Это единственная режиссерская работа замечательного драматурга Александра Володина («Пять вечеров», «Осенний марафон»). Сказочная история-притча о продавщице из овощного магазина, мечтающей в один прекрасный день из Золушки превратиться в красавицу Принцессу… Тонкий и ироничный фильм А.Володина был плохо принят тогдашним киноначальством, и драматургу в дальнейшем уже не позволили продолжить режиссерский опыт. А жаль… (Из рецензии Александра Федорова, портал kino-teatr).

Настя — молодая девушка, она красивая, но скромная, а потому сама считает себя некрасивой и одинокой. Она работает в обычном советском овощном магазине и грезит о принце, который её полюбит. У Насти есть заветная мечта — стать красивой, и благодаря этому изменить свою жизнь. И вот, как в сказке, происходит чудо — Настя становится писаной красавицей, однако окружающим людям нет до этого дела. Желанная красота не приносит счастья девушке, более того, отдаляет её от близких людей. Поэтому теперь Настя хочет стать такой, какой была раньше.

Подробнее

16.октября - 16:00

МАЛЫЙ ЗАЛ. Архивное кино. «Комиссар»

1967, 109 мин., СССР, драма, военный, 12+
Режиссер: Александр Аскольдов
В ролях: Нонна Мордюкова, Ролан Быков, Раиса Недашковская, Людмила Волынская, Василий Шукшин, Люба Кац, Павлик Левин

Единственный художественный фильм режиссера Александра Аскольдова по мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве». Картина была запрещена для показа и провела «на полке» более двадцати лет, а режиссёра уволили со студии со штампом в трудовой книжке «профессионально непригоден», исключили из партии и лишили возможности работать по профессии. После просмотра «Комиссара» Сергей Герасимов не подчинился требованию смыть все негативы фильма. Премьера фильма состоялась 8 июля 1987 года во внеконкурсной программе Московского международного кинофестиваля.

Действие фильма происходит во время Гражданской войны. Героиня, комиссар Красной армии Клавдия Вавилова, привыкла к суровой мужской военной жизни. Казалось бы, в ней не осталось ничего женского. Поэтому неожиданная беременность приводит её в ужас. Попав в семью бедного многодетного еврея Магазанника (Ролан Быков), она постепенно «оттаивает». Но жестокое время диктует свои законы.

Подробнее