Первые и единственные

Послевоенная история отечественного кино полна историй сингулярных режиссерских опытов, не получивших никакого продолжения. Помимо канонических примеров «Комиссара» Александра Алкольдова или «Долгой счастливой жизни» Геннадия Шпаликова, которым в силу совершенно разных причин было суждено остаться единственной режиссерской строкой в авторских фильмографиях, мы покажем менее известные примеры дебютных и одновременно прощальных фильмов. «Прощай» яркого поэта-фронтовика Григория Поженяна, «Происшествие, которого никто не заметил» блестящего драматурга Александра Володина, «Первороссияне» философа Евгения Шифферса, «Самый последний день» и «Сукины дети» знаменитых артистов Михаила Ульянова и Леонида Филатова и еще несколько более поздних, но не менее знаковых фильмов своего времени будут представлены в рамках программы. В киношколах всего мира наставники призывают учеников снимать первый свой фильм так, как будто он окажется и последним, но мало кто испытал на практике буквальную реализацию этой риторической фигуры. История каждой режиссерской монофильмографии по-своему драматична и абсолютно индивидуальна. Для кого-то единственный поставленный фильм закончился запретом на профессию и полностью перевернул судьбу (Аскольдов, Шифферс), кто-то разочаровался в себе и сам решил ограничиться разовой интервенцией в режиссуру (Поженян, Володин), а в чьей-то биографии режиссерский опыт совсем растворился и стерся из памяти, как никем не замеченное происшествие (Ульянов, Филатов). Но, несмотря на различия историй создания и экранной судьбы, все без исключения фильмы нашей программы раскрывают особенности биографий своих авторов и целого поколения отечественных кинематографистов.

Куратор программы — киновед, креативный продюсер Киностудии им. М. Горького, преподаватель ВГИК и МГУ Андрей Апостолов

Расписание

16.июля - 12:50

Чернов. Chernov

1990, 99 мин., СССР, Испания, драма
Режиссер: Сергей Юрский
В ролях: Андрей Смирнов, Сергей Юрский, Елена Яковлева, Олег Басилашвили, Ширвани Чалаев, Елена Коренева

Название объясняется тем, что в картине как бы два фильма: один — о реальном дне жизни реального московского архитектора Александра Петровича Чернова, его душевном кризисе; а другой — вымысел Чернова. Там — иная судьба, иная страна, иная жизнь. Именно в нее, в эту самую жизнь Чернов и стремится попасть — и ради поездки в Испанию ему придется пойти на предательство. Там, на какой-то миг, двойники будут рядом и оба будут на волосок от смерти. Кто погибнет весной 1978 года?…

Подробнее