Осенняя соната советского кино: вариации на темы Бергмана

Программа продолжает начатую в прошлом году серию киноприношений к вековому юбилею Ингмара Бергмана. На этот раз сам великий юбиляр будет затронут косвенно, в фокусе нашего внимания окажутся фильмы отечественных режиссеров 60-80-х, созданные в той или иной степени «под знаком» Бергмана. Речь ни в коем случае не идет о прямом подражании или эпигонстве, поэтика шведского мастера слишком герметична и непроницаема для буквальных заимствований, скорее мы попытаемся выявить порой неуловимые созвучия авторских фильмов «осеннего» периода советского кино с картиной мира, предложенной Бергманом. В каких-то случаях советские режиссеры вступают с ней в прямой диалог или даже полемику («Дядя Ваня», «Жертвоприношение», «Монолог»), в других – отзвуки бергмановского мира чисто ассоциативны и непреднамеренны («Осень», «Крейцерова соната», «Ты и я»). Наша программа позволит не только проследить разнообразные кинематографические переклички и аллюзии, но даст возможность реконструировать мироощущение представителей позднесоветского авторского кино, в котором Ингмар Бергман занимает особое место как «воспитатель чувств», открыватель экзистенциальных бездн и религиозный мыслитель.

Куратор программы — киновед, креативный продюсер Киностудии им. М. Горького, преподаватель ВГИК и МГУ Андрей Апостолов

Расписание

17.мая - 18:00

Осень

1974,  93 мин., СССР, мелодрама, 12+
Режиссер: Андрей Смирнов
В ролях: Наталья Рудная, Леонид Кулагин, Наталья Гундарева, Александр Фатюшин, Людмила Максакова, Армен Джигарханян

В юности они любили друг друга, но расстались. Илья женился, стал врачом, Саша выучилась на инженера, вышла замуж. А теперь они опять вместе, на маленькой глухой станции. Они представились мужем и женой. На самом деле он пока женат на другой, да и она имеет опыт неудачного брака. Целых восемь дней они будут на глухом полустанке, где их никто не знает и никто не помешает любви..

Легендарный фильм, в своё время запрещённый к прокату за показ «откровенных сцен любви». Попытка правдиво рассказать об отношениях между любящими людьми стоила режиссёру многих лет отлучения от профессии.

Фильм поставлен по литературному сценарию Андрея Смирнова «Рябина - ягода нежная».

Подробнее

20.мая - 13:40

Ты и я

1971, 97 мин., СССР, драма, 12+
Режиссер: Лариса Шепитько
В ролях: Леонид Дьячков, Юрий Визбор, Алла Демидова, Наталья Бондарчук, Леонид Марков, Владимир Носик, Олег Ефремов, Виктор Шульгин, Наталья Швец

Фильм этот — сложен по замыслу, по построению и нелегко поддается пересказу, изложению с помощью обычных категорий речи. Лариса Шепитько — один из авторов сценария (совместно с Г. Шпаликовым) и режиссер-постановщик — так сформулировала свой замысел: «Это должна быть картина ощущений, чувств, эмоций. Изображение должно быть подчинено улавливанию тончайших движений человеческой души. И поскольку в нашем фильме речь идет о пересмотре жизни — предметом нашего исследования становится внутренний мир героев, импульсивный, сосредоточенный...» 
В авторской аннотации все рассказано очень четко. ...Петр и Саша — молодые талантливые медики. Вместе они осуществляли важное и перспективное исследование, как вдруг Петр решил все бросить, женился на Кате и, ради ее блага, поступил работать в советское посольство за рубежом. Саша тоже занял важный пост в важном медицинском учреждении. А потом, тоже вдруг, Петр покинул посольство, вернулся в Москву, отправился в поездку по стране, стал врачом скорой помощи где-то в Сибири и, в конце концов, кажется, понял, что нужно вернуться к брошенной теме, к работе, сулящей важное открытие в нейрохирургии...
Кинокритик Михаил Белявский

Венецианский кинофестиваль 1971 -  Серебряный приз в программе «Венеция - молодежь» 

 

Подробнее

20.мая - 18:00

Без свидетелей

1983, 95 мин., СССР, драма, 12+
Режиссер: Никита Михалков
В ролях: Ирина Купченко, Михаил Ульянов

По мотивам пьесы Софьи Прокофьевой «Встреча без свидетелей».
Грустная история двух людей, некогда любивших друг друга. Когда-то он оставил жену и сына, чтобы жениться на дочери академика, тем самым обеспечив себе блестящую карьеру и благополучное будущее. Узнав, что бывшая жена выходит замуж за человека, от которого теперь зависит его будущее, но которого он когда-то оклеветал, герой наносит визит с целью узнать, что она помнит и знает о прошлом. Действие фильма происходит в замкнутом пространстве двухкомнатной квартиры.

«В этой психологической драме «из семейной жизни» только два героя, а действие происходит в стенах обычной двухкомнатной квартиры. С первых же кадров авторы умело обыгрывают каждую деталь обстановки, так как вещи порой могут рассказать нам о персонажах больше, чем они сами. Впрочем, актерский дуэт Ирины Купченко и Михаила Ульянова и без того контрастно высвечивает духовную пропасть между женщиной, обманувшейся в своих искренних чувствах, и предавшим ее, променявшим на удачную карьеру и обеспеченное существование былые идеалы и убеждения мужчиной. Перед нами, бесспорно, экспериментальный фильм, поставленный по мотивам театральной пьесы, но тем не менее откровенно кинематографичный. Фильм перехлестывающих через край эмоций и страстей. Фильм синематечных намеков и театрализованных условностей».
Александр Федоров

Подробнее

24.мая - 14:30

Монолог

1972, 100 мин., СССР, драма
Режиссер: Илья Авербах
В ролях: Михаил Глузский, Маргарита Терехова, Марина Неёлова, Станислав Любшин, Евгения Ханаева, Леонид Галлис, Леонид Неведомский

К старому профессору Сретенскому с его устоявшейся жизнью и порой нелепыми, но дорогими сердцу привычками приезжают его непутевая дочь и юная внучка. Фильм рассказывает о любви и нетерпимости этих людей друг к другу, порождающих конфликты, и об умении понимать и прощать.

Каннский кинофестиваль 1973 - участник программы

Подробнее

28.мая - 13:45

Дядя Ваня

1970, 104 мин., СССР, драма, 12+
Режиссер: Андрей Кончаловский
В ролях: Иннокентий Смоктуновский, Сергей Бондарчук, Ирина Купченко, Ирина Мирошниченко, Владимир Зельдин, Ирина Анисимова-Вульф

Действие происходит в российской провинции, где жизнь скучна и кажется бессмысленно и напрасно потраченной. Дядя Ваня, русский интеллигент, едва сводящий концы с концами в этом захолустье, влюбляется в женщину, случайно на короткое время оказавшуюся в его поместье.

Кинофестиваль в Сан-Себастьяне- «Серебряная раковина» 
Кинофестиваль в Милане -  Серебряная медаль 

Подробнее

28.мая - 18:40

Крейцерова соната

1987, 158 мин., СССР, драма, 16+
Режиссеры: Софья Милькина, Михаил Швейцер
В ролях: Олег Янковский, Александр Трофимов, Ирина Селезнева, Дмитрий Покровский, Алла Демидова, Лидия Федосеева-Шукшина, Александр Калягин

Экранизация одноименной повести Л.Н.Толстого.

Герой этой истории Позднышев рассказывает случайному попутчику в поезде, как он, интеллигентный и уважаемый человек, любящий муж и заботливый отец, заподозрив жену в неверности, становится её убийцей.

Сложные морально-нравственные проблемы, которые семейная жизнь ставит перед своими героями, делают фильм созвучным не только времени создания повести. В киноверсии, как и в ее первооснове, сталкиваются разные временные пласты, она остросюжетна и динамична, интересна и своеобразна по кинематографическому решению.

Подробнее

31.мая - 13:50

Без свидетелей

1983, 95 мин., СССР, драма, 12+
Режиссер: Никита Михалков
В ролях: Ирина Купченко, Михаил Ульянов

По мотивам пьесы Софьи Прокофьевой «Встреча без свидетелей».
Грустная история двух людей, некогда любивших друг друга. Когда-то он оставил жену и сына, чтобы жениться на дочери академика, тем самым обеспечив себе блестящую карьеру и благополучное будущее. Узнав, что бывшая жена выходит замуж за человека, от которого теперь зависит его будущее, но которого он когда-то оклеветал, герой наносит визит с целью узнать, что она помнит и знает о прошлом. Действие фильма происходит в замкнутом пространстве двухкомнатной квартиры.

«В этой психологической драме «из семейной жизни» только два героя, а действие происходит в стенах обычной двухкомнатной квартиры. С первых же кадров авторы умело обыгрывают каждую деталь обстановки, так как вещи порой могут рассказать нам о персонажах больше, чем они сами. Впрочем, актерский дуэт Ирины Купченко и Михаила Ульянова и без того контрастно высвечивает духовную пропасть между женщиной, обманувшейся в своих искренних чувствах, и предавшим ее, променявшим на удачную карьеру и обеспеченное существование былые идеалы и убеждения мужчиной. Перед нами, бесспорно, экспериментальный фильм, поставленный по мотивам театральной пьесы, но тем не менее откровенно кинематографичный. Фильм перехлестывающих через край эмоций и страстей. Фильм синематечных намеков и театрализованных условностей».
Александр Федоров

Подробнее