Ретроспектива кино Азербайджана

С 7 по 15 февраля в «Иллюзионе» состоится ретроспектива кино Азербайджана. Программа подготовлена совместно с министерством культуры Азербайджанской Республики, кураторами выступили Руфат Гасанов, режиссер и руководитель департамента кинематографии министерства культуры Азербайджана, и Александра Лаврова, арт-директор кинотеатра «Иллюзион». Это первая в истории современной России масштабная ретроспектива азербайджанской кинематографии.

Программа из девятнадцати фильмов включает в себя комедии и триллеры, сказки и детективы, киноповести, любовные истории, социальные драмы и сюрреалистические притчи, и охватывает период от 1935-го года до наших дней. От одного из последних советских немых фильмов «Буйная ватага»(1937) до покорившей Берлинский МКФ «Летучей мыши»(1995), от послевоенных и оттепельных картин до современного авторского кино, покоряющего международные фестивали, программа демонстрирует широкий диапазон жанров и стилей азербайджанской кинематографии разных эпох.

Показы будут сопровождаться встречами с режиссерами и вступительными словами киноведов и кинокритиков, специалистов по азербайджанскому кино, среди которых Аяз Салаев, Теймур Даими, Джахангир Селимханов. Больше половины фильмов будут демонстрироваться с пленки 35 мм из архива Госфильмофонда России, цифровые копии предоставлены Госфильмофондом Азербайджана.

Билеты на фильмы «В этом южном городе», «Хлеб поровну», «Я помню тебя, учитель», «Допрос», «Чёртик под лобовым стеклом» можно приобрести по «Пушкинской карте».

Расписание

08.февраля - 19:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Кино Азербайджана. «Буйная ватага»

Этически выверенная школьная комедия о дружбе и чести
Шестиклассник Гейдар был бы двоечником – если бы не подсказки верной соседки по парте Оли. Учёбе Гейдар предпочитает игры в индийского охотника на тигров, где роли хищников поручаются то непоседливому щенку Бобику, то неразлучным лентяям Мише и Грише. Пока шалун развлекается, его лучший друг Юсуф ставит химические опыты и изобретает особую краску. Проделка с ней, которую Гейдар учинит во время морской прогулки, озадачит класс, виновным же сочтут Юсуфа...
«Буйная ватага», поставленная Александром Поповым вместе с первой азербайджанской женщиной-режиссёром Гамер Саламзаде – немой детский фильм, смотреть который интересно в любом возрасте. Остроумный и живой, он уравновешивает обязательную для советского кинематографа 1930-х дидактику благородством: что такое хорошо и что такое плохо объясняет безупречно, с юмором и обаянием. А война, объявленная шпаргалкам, может быть не менее захватывающей, чем весёлое сражения на солнечном берегу Каспия, венчающее приключения школьной ватаги, отправившейся на заслуженный летний отдых.

Вадим Рутковский, кинокритик

«Буйная ватага» (Dəcəl dəstə)
Режиссеры: Александр Попов, Гамер Саламзаде (в титрах Гамар Салам-Задэ)
1937, 55 мин., 6+
Комедия о жизни учеников одной из бакинских школ.

Показ пройдёт с плёнки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках ретроспективы кино Азербайджана.


Дорогие зрители, 

мы настоятельно рекомендуем до и во время киносеанса носить средства персональной защиты (маска, перчатки), держать социальную дистанцию, производить бесконтактную оплату услуг, использовать антисептик и мыть руки.

С заботой о вашем здоровье, 
кинотеатр «Иллюзион»

Подробнее

08.февраля - 21:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Кино Азербайджана. «У самого синего моря»

Легендарная лирическая кинопоэма о самом смешном и безмятежном любовном треугольнике всех времён
Бушуют гневливые волны, гибнет на Каспии судно, двое суток отчаянно борются за жизнь выжившие в кораблекрушении моряки, Алексей и Юсуф. Спасают их рыбаки из советского Азербайджана – и фильм, обманчиво начавшийся с патетической трагедийной ноты, открывает свою истинное лицо: это – комедия. Всё становится ясно уже когда Юсуфа поднимают на борт: он, хихикая, морщится: «Я щекотки боюсь». Ступив на сушу, Алексей, окинув берег восхищённым взором, скажет: «Одни бабы!» Юсуф поправит: «Женщины!» Алексей согласится – и два закадычных друга влюбятся в самую красивую и задорную рыбачку Марию...
Борис Барнет, абсолютный классик и нежнейший поэт мирового кино, снял «У самого синего моря» в сотрудничестве с Самедом Мардановым, чья жизнь оборвалась очень рано, в 29 лет, в 1939-м (его единственный самостоятельный фильм «Крестьяне» вышел на экраны в 1940-м, уже после смерти режиссёра). Барнет был на пике славы, сопутствовавшей его эпохальной новаторской «Окраине». Сегодня кажется историческим курьёзом, что «Море» в год выхода сочли чуть ли не провалом. Ошалели от лёгкости фильма, что ли? Чарующе вольный приморский водевиль с озорным трио Елены Кузьминой, Николая Крючкова и Льва Свердлина доказывает: для больших художников нет мелких тем.

Вадим Рутковский, кинокритик

1935, 69 мин.,12+
Режиссёр: Борис Барнет
В ролях: Лев Свердлин, Алексей Долинин, Сергей Комаров, Николай Крючков, Елена Кузьмина, Ляля Сатеева, Семен Свашенко, Александр Жуков
Снятый на студии “Азербайджанфильм” программный фильм Бориса Барнета, вторым режиссером выступил Самед Марданов, первый профессиональный кинорежиссер Азербайджана.
Во время шторма на Каспийском море гибнет судно. Двух пассажиров, Алешу и Юсуфа, спасают рыбаки с ближайшего острова. Молодые ребята находят временный приют в рабочем поселке и включаются в трудовую жизнь рыболовецкой бригады. Встретив и полюбив Машеньку, бригадира рыболовецкой бригады, закадычные друзья становятся соперниками.

Показ пройдёт с плёнки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках ретроспективы кино Азербайджана.


Дорогие зрители, 

мы настоятельно рекомендуем до и во время киносеанса носить средства персональной защиты (маска, перчатки), держать социальную дистанцию, производить бесконтактную оплату услуг, использовать антисептик и мыть руки.

С заботой о вашем здоровье, 
кинотеатр «Иллюзион»

Подробнее

09.февраля - 19:00

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Кино Азербайджана. «Волшебный халат»

Весёлая история с фокусами и путешествиями во времени
По широким проспектам Баку катит передвижной цирк, повергающий детвору в радостный переполох. А во Дворце пионеров тем временем готовятся к праздничному концерту и ждут артистов в гости. Знаменитый фокусник Ио-Кио (фамилия заимствована у династии иллюзионистов Кио) приходит не с пустыми руками – есть у него и простые подарки, вроде самодельного фонарика, который москвич Юра передал своему бакинскому другу Рашиду, и волшебные. Например, халат, позволяющий всякому, кто рискнёт его надеть, перенестись хоть в прошлое, хоть в будущее. Рашид осмеливается – и для начала попадает в те времена, когда во дворце царил глупый хан... 
Третья режиссёрская работа выдающегося оператора Алисаттара Атакишиева – сказка с прозрачным намёком. Народный артист, сопровождающий Ио-Кио, приветствует детей: «В какое замечательное время вы родились! Если бы жестокие ханы увидели, как преобразился их мрачный дворец, они бы позеленели от злости». Речь явно не только о средневековье. В оттепельном «Волшебном халате» всем заправляет школота, гоняющая старцев-бородачей по тронным залам и лабиринтам подземелий. Сложно не увидеть в этом надежду взрослых авторов на невинное новое поколение, способное изменить к лучшему мир, изрядно подпорченный в предыдущие полвека. Впрочем, демиургом всё равно остаётся поддельный Кио, сыграл которого Анатолий Фалькович. Год спустя он впервые примерит френч Дзержинского – и войдёт в историю как один из основных исполнителей роли Железного Феликса.

Вадим Рутковский, кинокритик

«Волшебный халат» (Sehirli xalat)
Режиссер: Алисаттар Атакишиев (в титрах Али Сэттар Атакишиев)
1964, 77 мин., 6+
Фильм рассказывает о том, какие невероятные приключения происходят со школьниками Рашидом и Зарифой, когда они надевали "волшебный" халат.

Показ пройдёт с плёнки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках ретроспективы кино Азербайджана.


Дорогие зрители, 

мы настоятельно рекомендуем до и во время киносеанса носить средства персональной защиты (маска, перчатки), держать социальную дистанцию, производить бесконтактную оплату услуг, использовать антисептик и мыть руки.

С заботой о вашем здоровье, 
кинотеатр «Иллюзион»

Подробнее

09.февраля - 21:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Кино Азербайджана. «На дальних берегах»

Шпионский триллер, вдохновлённый биографией реального человека
Фильм открывается официальным титром-посвящением: «Славному сыну Азербайджанского народа Герою Советского Союза Мехти Гусейн-заде, мужественно сражавшемуся в годы Второй мировой войны в рядах югославо-итальянских партизанских соединений на берегах Адриатического моря». Боевые товарищи и заклятые враги знали Мехти под именем Михайло. Немцы назначали за его голову награду в 300 тысяч рейхсмарок – но никто не мог одолеть храбреца, закладывавшего взрывчатку в местах скопления фашистских захватчиков...
Вторая картина мультипрофессионала Тофика Таги-Заде, блистательно снимавшего и драмы, и мюзиклы, и байопики – эталон авантюрного фильма, сделавший актёра Нодара Шашык-оглы звездой. Герой Советского Союза выглядит на экране голливудским супергероем; меняющий обличья Михайло обворожителен и в берете французского художника, и в парадной форме немецкого офицера, и в окровавленной белой рубашке. Ему помогают югослав Веселин (Юрий Боголюбов – учитель из дилогии о Ваське Трубачёве) и влюблённая итальянка Анжелика (первая заметная роль ленинградки Агнии Елекоевой, к сожалению, редко работавшей в кино – зато в её фильмографии есть шедевр Бориса Фрумина «Дневник директора школы»). Недостойным, но коварным противником выступает выжига Карранти (Лев Бордуков, артист трудной судьбы, прошедший сталинские лагеря). Набор персонажей, динамизм и саспенс – под стать лучшим зарубежным образцам. А в изощрённом операторском решении Алисаттара Атакишиева (режиссёра «Волшебного халата») очевидно знакомство и с немецким экспрессионизмом, и с фильмом нуар.

Вадим Рутковский, кинокритик

«На дальних берегах»
Режиссер: Тофик Таги-заде
1958, 88 мин., 12+
Фильм повествует о подвигах Героя Советского Союза Мехти Гусейн-заде во время Великой Отечественной войны.

Показ пройдёт с плёнки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках ретроспективы кино Азербайджана.


Дорогие зрители, 

мы настоятельно рекомендуем до и во время киносеанса носить средства персональной защиты (маска, перчатки), держать социальную дистанцию, производить бесконтактную оплату услуг, использовать антисептик и мыть руки.

С заботой о вашем здоровье, 
кинотеатр «Иллюзион»

Подробнее

10.февраля - 19:00

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Кино Азербайджана. «Чужое время»

Психотриллер о дочернем долге и безумии
«Ты знаешь, как ты изменилась? Ты стала похожа на старуху. Разве можно так себя мучать?» Эти слова Лейла (роль-прорыв Аян Миркасымовой) слышит от случайно встреченной на улице подруги. Несколько лет назад Лейла стала невольной причиной падения отца с голубятни; теперь старик прикован к инвалидному креслу и почти невменяем. Доктора в один голос говорят, что исцеление невозможно, разумно отправить калеку туда, где ему обеспечат специализированный уход. Но Лейла, движимая чувством вины, чувством любви и не формулируемые обычным языком импульсами, отказывается от всего – игры на скрипке, любимого, свободы – и приносит свою жизнь в жертву отцу, ставшему пугающим чужаком...
Исходя лишь из сюжетной канвы, можно предположить, что этот причудливо снятый (по первой профессии Гусейн Мехтиев – оператор) фильм варьирует мотивы традиционной семейной драмы с традиционной моралью. Ложный след. Самые прозорливые зрители смогут распознать источник вдохновения уже в начале, по зловещему воркованию голубей и тому, как растет стопка неотправленных Лейлой писем жениху. У «Времени» есть связь с «Отвращением» Романа Поланского, заставившего героиню Катрин Денёв сходить с ума в запертой квартире. Но в данном случае хэппи-энд не исключается.

Вадим Рутковский, кинокритик

«Чужое время» (Özgə vaxt)
Режиссер: Гусейн Мехтиев
1996, 85 мин., 18+
История болезни художника, любителя голубей, который, однажды упав с крыши, превратился в жалкого парализованного безумца, и его дочери-скрипачки, взвалившей на себя бремя ухода за больным отцом, принеся в жертву свою молодость, любовь, талант.

Показ пройдёт с цифрового носителя.

Лента представлена в рамках ретроспективы кино Азербайджана.


Дорогие зрители, 

мы настоятельно рекомендуем до и во время киносеанса носить средства персональной защиты (маска, перчатки), держать социальную дистанцию, производить бесконтактную оплату услуг, использовать антисептик и мыть руки.

С заботой о вашем здоровье, 
кинотеатр «Иллюзион»

Подробнее

10.февраля - 21:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Кино Азербайджана. «Летучая мышь» и «Всё к лучшему»

«Летучая мышь» (Yarasa)
Режиссер: Аяз Салаев
1995, 78 мин., 18+
Живущий в довольстве профессор, специалист в области восточной миниатюры, влюбляется в молодую девушку. Профессор оставляет жену, но не может изменить своей страсти к кинематографу. И даже ослепнув, он продолжает посещать кинотеатр...

Ретро-драма о любви, измене и силе искусства
В Баку примерно 1920-х, уже послереволюционных, но всё ещё блаженных лет, живёт Агабек (Расим Балаев – подполковник Эльмар из «Допроса» и секретарь райкома из «Чёртика на лобовом стекле») – профессор-искусствовед, занимающийся миниатюрой, вещью не нужной в новом времени никому, как и проблемы искусства. Он читает лекции, ходит в кинотеатр «Свет», где крутят «Голема» и «Кабинет доктора Калигари» (звуковое кино ещё не вытеснило немое, без аккордов тапёра сеанс не начнётся), счастлив в браке и спорах с приятелями-интеллектуалами: писателем, архитектором, режиссёром и художником. Режиссёр, кстати, занят госзаказом – пропагандистским фильмом о женщинах, сбрасывающих чадру. Парадоксально, но чадра может быть и гарантом свободы – если женщина хочет остаться неузнанной. Как Туран (Мария Липкина), последняя любовь стареющего Агабека, ради которой он оставляет семью и привычный уклад. Вот только верность – это не про неё, грезящую карьерой актрисы...
Режиссёрский дебют киноведа Аяза Салаева – одна из полузабытых сенсаций 1990-х. Посвящённый 100-летию кино, фильм цитирует Томаса Манна и Владимира Набокова; рифмует историю «Агабека» с «Голубым ангелом», наконец добравшимся до «Света»; изящно сопоставляет жизнь и искусственный мир; находит веские визуальные доказательства фразе-лейтмотиву: «Есть только свет и тень, остальное самообман».
 
Вадим Рутковский, кинокритик

«Всё к лучшему»
Режиссер: Вагиф Мустафаев
1997, 36 мин., 18+
Во время вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе цинковый гроб с останками армянского солдата по ошибке доставляется в Баку. Простые люди в этой непростой ситуации ведут себя достойно и даже изобретательно.

Чёрная абсурдистская комедия – на основе совсем не смешных исторических событий
Фильм открывается исторической справкой: «В результате вооружённого армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха десятки тысяч людей с обеих сторон были убиты, ранены и взяты в плен. Более миллиона азербайджанцев, а также 500 тысяч армян, проживавших в Азербайджане, стали беженцами». Название – «Всё к лучшему» – появляется на фоне погрузки гробов в грузовики; чёрная-пречёрная издевательская шутка; тон фильма задан наотмашь. Дальше невозмутимые военные доставляют страшный груз по адресу, неряшливо накарябанному на бумажке; истошные крики женщин сменяются молитвой; правда, папа покойного прибывает на похороны под клаксон, дудящий «Ламбаду». В самый разгар траурного ритуала доставляют телеграмму от «покойного» Габиля – жив и здоров, перед каждой атакой отлично кормят. Значит, адрес всё-таки не тот. Но и письмо, как выяснилось, запоздало на месяц – и чей же покойник лежит сейчас в закрытом гробу?..
Вагиф Мустафаев заявил о себе в конце 1980-х как режиссёр с очень своеобразным, гротескным и чутким к общественным недугам чувством юмора; его трагикомедия «Мерзавец» была среди самых обсуждаемых фильмов перестройки. Короткая, но хлёсткая – мало не покажется – лента «Всё к лучшему» стала кодой комедийного творчества Мустафаева. Он возвращался к жанру в 2004-м в «Национальной бомбе», но основной пласт его гигантской фильмографии с 1999-го составляют документальные проекты, среди которых 12-частный цикл о Гейдаре Алиеве. 

Вадим Рутковский, кинокритик

Показ пройдёт с цифрового носителя.

Лента представлена в рамках ретроспективы кино Азербайджана.


Дорогие зрители, 

мы настоятельно рекомендуем до и во время киносеанса носить средства персональной защиты (маска, перчатки), держать социальную дистанцию, производить бесконтактную оплату услуг, использовать антисептик и мыть руки.

С заботой о вашем здоровье, 
кинотеатр «Иллюзион»

Подробнее

11.февраля - 19:00

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Кино Азербайджана. «В этом южном городе»

Полифоничная социально-психологическая драма
На вступительных титрах камера пролетает по улицам «свингующего» Баку: за кадром весело играет джаз-ансамбль под управлением Рафика Бабаева. Но это – контрастный саундтрек: окраина большого города – архаичный мир ханжества и родоплеменных предрассудков, где безжалостно осуждают девушек, входящих в дом к холостому коллеге, и обязывают платить за обиды кровью, обрекая самого мстителя на участь жертвы. В этот порочный круг попадает и нефтяник Мурад (Гасан Мамедов), застенчивый и добрый человек, собирающийся выдать сестру за бестолкового друга Тофика (Эльдениз Зейналов) и нежданно влюбляющийся в эмансипированную журналистку...
«В этом южном городе» – двойной дебют будущих классиков отечественного кино, режиссёра Эльдара Кулиева и драматурга Рустама Ибрагимбекова. Сюжетное многоголосье ошеломляют и спустя полвека после создания; полифония фильма не позволяет вместить его содержание в короткий синопсис. Блистательные новички Кулиев и Ибрагимбеков затрагивают чрезвычайно болезненные темы, с поистине джазовой виртуозностью переплетая драмы личные и общественные. Третий полноправный соавтор – оператор Расим Оджагов; в следующем десятилетии он станет режиссёром, в его этапном «Допросе» Гасан Мамедов сыграет героя, которого тоже будут звать Мурадом: преемственность персонажей не подлежит сомнению.

Вадим Рутковский, кинокритик

«В этом южном городе» (Bir cənub şəhərində)
Режиссер: Эльдар Кулиев
1969, 82 мин., 16+
Фильм рассказывает о столкновении старого и нового, об их странном, причудливом, комичном, а порой и тревожном сочетании в жизни и быте современного Баку.

Показ пройдёт с плёнки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках ретроспективы кино Азербайджана.

Билеты на данный фильм можно приобрести по «Пушкинской карте».


Дорогие зрители, 

мы настоятельно рекомендуем до и во время киносеанса носить средства персональной защиты (маска, перчатки), держать социальную дистанцию, производить бесконтактную оплату услуг, использовать антисептик и мыть руки.

С заботой о вашем здоровье, 
кинотеатр «Иллюзион»

Подробнее

11.февраля - 21:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Кино Азербайджана. «Хлеб поровну»

Ностальгическая киноповесть о горько-сладком военном детстве
Весна 1945-го – об этом полном печалей и надежд времени вспоминает закадровый рассказчик Вагиф. В год победы ему было всего 10 лет, но жить мальчишке, отец которого погиб на войне, а мать, сотрудница оборонного предприятия, пропадал в командировках, приходилось самостоятельно, как взрослому. В начале фильма Вагиф теряет хлебные карточки – и это лишь одно из череды нелегких испытаний, выпадающих герою. Но ни он, ни его соседи, обитатели живописных дворов, где наружные лестницы связывают дома в большой и шумный организм, не теряют оптимизм в любых обстоятельствах...
«Хлеб поровну» – это череда замечательных встреч и галерея памятных лиц: в ней есть маленькая Лейла, верная подружка Вагифа, хитрован Тофик, отирающийся на полной мошенников толкучке, религиозный дедушка Исмаил и неунывающий кирщик (так в Азербайджане называли представителей исчезнувшей уже профессии, заливавших плоские крыши смолой) Магомет. Красота и драгоценность «Хлеба» – в деталях, в свободном стиле, в панорамном изображении повседневности, пронизанной солнцем.

Вадим Рутковский, кинокритик

«Хлеб поровну» (Şərikli çörək)
Режиссер: Шамиль Махмудбеков
1969, 65 мин., 12+
В конце Великой Отечественной войны Вагиф, мальчик с бакинского двора, на несколько дней остался один и потерял хлебные карточки... Ему предстоит пройти много испытаний, но всегда рядом с мальчиком будут друзья, готовые поддержать, поделиться последним куском хлеба.

Показ пройдёт с плёнки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках ретроспективы кино Азербайджана.

Билеты на данный фильм можно приобрести по «Пушкинской карте».


Дорогие зрители, 

мы настоятельно рекомендуем до и во время киносеанса носить средства персональной защиты (маска, перчатки), держать социальную дистанцию, производить бесконтактную оплату услуг, использовать антисептик и мыть руки.

С заботой о вашем здоровье, 
кинотеатр «Иллюзион»

Подробнее

12.февраля - 16:00

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Кино Азербайджана. «Я помню тебя, учитель»

Щемящая история мирной жизни в отзвуках войны
«Смерть немецким оккупантам!» – плакатными буквами написано на стене, мимо которой каждый день ходит на работу учитель Джабиш (Сулейман Алескеров). «И бакинским спекулянтам», дописал какой-то остроумец: на календаре – зима 1943-го, чёрный рынок в тылу процветает. Ещё вчера перспектива эвакуации и уничтожение всех нефтяных вышек (вместе с городом) была реальной, но настал месяц великого завершения Сталинградской битвы, и угроза миновала. Джабиш даёт своим до поры повзрослевшим подопечным уроки физики – и уроки человеческого достоинства; оно позволяет Джабишу противостоять упрёкам жены, недовольной бессребреничеством супруга-идеалиста...
Фильм опытного мастера крепких повествовательных драм Гасана Сеидбейли опирается на рассказ «1001-я ночь войны» писателя и сценариста Максуда Ибрагимбекова (старшего брата Рустама). Он лаконичен, но при этом органично склоняется к романной форме. Долговязый очкарик-учитель, которого дети изображают на школьной доске потешным кроликом – заглавный, но далеко не единственный главный герой картины; да второстепенных здесь и нет. И жена, образ которой отсылает к фольклору с его байками о сварливых домохозяйках, и юный Намик – невинный хулиган и сын инженера Наджафова, и богатырь Наджафов, которого несознательные одноклассники Намика принимают за дезертира – у всех-то отцы в армии – и вообще все-все-все равно важны во вселенной этого фильма, близкого итальянскому неореализму.

Вадим Рутковский, кинокритик

«Я помню тебя, учитель» (Bizim Cəbiş müəllim)
Режиссер: Гасан Сеидбейли
1969, 75 мин., 12+
Фильм повествует о школьном учителе Джабише и его учениках, которые честным трудом пытались прокормить свои семьи в Баку во время Великой Отечественной войны.

Показ пройдёт с плёнки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках ретроспективы кино Азербайджана.

Билеты на данный фильм можно приобрести по «Пушкинской карте».


Дорогие зрители, 

мы настоятельно рекомендуем до и во время киносеанса носить средства персональной защиты (маска, перчатки), держать социальную дистанцию, производить бесконтактную оплату услуг, использовать антисептик и мыть руки.

С заботой о вашем здоровье, 
кинотеатр «Иллюзион»

Подробнее

12.февраля - 18:10

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Кино Азербайджана. «Допрос»

Политическая драма о вертикали коррупции
«Как могло случиться, что вы оказались начальником галантерейного цеха?» Следователь Сейфи (невероятная роль Александра Калягина) настойчиво и беспощадно, не выпуская вечной сигареты из стучащих по клавишам печатной машинки рук, допрашивает подозреваемого в миллионном хищении Мурада. Признания скромного бывшего спортсмена, которого чёрт знает как занесло в нелегальный цех, следователю недостаточно. Он понимает, что арестант – подставной, козёл отпущения, за преступлением которого стоят пугающе высокопоставленные чиновники...  
«В августе 1969 года состоялся Пленум ЦК КП Азербайджана, после которого развернулась острая борьба с негативными явлениями, имевшими место в жизни республики. В фильме рассказывается об одном из эпизодов этой борьбы в самом начальном и сложном её периоде». С такого титра начинается «Допрос»; это титр-страховка; мол, в объективе – дела минувших дней, к дате кинопремьеры отдельные глобальные недостатки устранены; консультант – полковник внутренней службы – подтвердит. Но смелость и отчаянная актуальность фильма, сопоставимого с итальянской детективной классикой о сетях мафии, шокировала и на исходе 1970-х. Сценарий «Допроса» написан уже маститым Рустамом Ибрагимбековым. Властную жену Сейфи играет темпераментная Шафига Мамедова, что на тех же основаниях законного брака пилила учителя Джабиша в фильме Гасана Сеидбейли. 

Вадим Рутковский, кинокритик

«Допрос»
Режиссеры: Расим Оджагов, Рустам Ибрагимбеков
1979, 87 мин., 12+
Следователь ведет дело начальника подпольного галантерейного цеха. Ему понятно, что за спиной подследственного стоят высокопоставленные лица, но фактов нет.

Показ пройдёт с плёнки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках ретроспективы кино Азербайджана.

Билеты на данный фильм можно приобрести по «Пушкинской карте».


Дорогие зрители, 

мы настоятельно рекомендуем до и во время киносеанса носить средства персональной защиты (маска, перчатки), держать социальную дистанцию, производить бесконтактную оплату услуг, использовать антисептик и мыть руки.

С заботой о вашем здоровье, 
кинотеатр «Иллюзион»

Подробнее

12.февраля - 20:35

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Кино Азербайджана. «Чёртик под лобовым стеклом»

Резонансный детектив времён перестройки
Теймур (Фахраддин Манафов) – журналист с внешностью плейбоя; покинув тёплую постель подруги, успевает забежать домой побриться и мчит по заданию редактора на рынок, собирать материал для репортажа о спекулянтах; не хочется, но редактор шантажирует, приторможу, мол, продвижение в Москву. Инцидент с торговцем нелегально пойманной рыбой напоминает Теймуру о факте перекрытия реки гидроэлектростанцией, про что сигнализировали анонимные письма в газету. «Стоит ли из-за какого-то браконьерского бреда впутываться в историю», – предупреждает начальник, но Теймур, ведомый журналистским чутьём, начинает своё расследование... 
Как и фильм «В этом южном городе», «Чёртик» начинается с джазовой музыки Рафика Бабаева; только камера скользит над водной гладью реки Куры, и джаз не танцевальный, а элегический. И снова музыка контрастирует с жанром: Октай Мир-Касимов делает остросюжетный социальный детектив; и промышленный город Мингечаур, куда «рыбный» след приводит Теймура, оказывается тем обманчиво тихим и крайне враждебным по отношению к чужакам провинциальным омутом, где черти водятся не только в виде фигурок под стеклом автомобиля.

Вадим Рутковский, кинокритик

«Чёртик под лобовым стеклом»
Режиссер: Октай Мир-Касимов.
1987, 89 мин., 12+
Теймур, журналист центральной республиканской газеты, работая над репортажем о рынке, выходит на браконьеров-рыботорговцев и решает сам провести расследование. Вскоре он узнает, что в определенное время суток ГЭС прекращает сброс воды в реку, в результате чего обнажается дно и неуспевшая уйти рыба без особого труда попадает на рынок.

Показ пройдёт с плёнки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках ретроспективы кино Азербайджана.

Билеты на данный фильм можно приобрести по «Пушкинской карте».


Дорогие зрители, 

мы настоятельно рекомендуем до и во время киносеанса носить средства персональной защиты (маска, перчатки), держать социальную дистанцию, производить бесконтактную оплату услуг, использовать антисептик и мыть руки.

С заботой о вашем здоровье, 
кинотеатр «Иллюзион»

Подробнее

13.февраля - 19:00

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Кино Азербайджана. «Семь дней после убийства»

Детектив, граничащий с декадентской семейной драмой
В трёх километрах от станции Лоиноостровской на опушке леса отдыхающими дома отдыха «Красное знамя» случайно обнаружен труп молодой женщины. В крови – повышенное содержание наркотических веществ; на виске – смертельная рана. Убитая – дочь генерала Михаила Романовича, часть сиятельной советской династии. Главный подозреваемый – азербайджанец Рауф, водитель, к которому генерал относится почти как к сыну. У всех остальных родных и близких покойной есть алиби, а Рауф – тайный любовник погибшей – точно был тем, кто видел её незадолго до смерти...
О перестроечном происхождении «Семи дней...» можно догадаться до появления на экране соответствующих причёсок и интерьеров, уже по первому кадру. Согласно ему, фильм сделан в копродукции с США, «Азербайджанфильму» предшествуют загадочные названия «Бронстин Продакшн» и «Американо-советская киноинициатива». Время стихийного капитализма и совместных предприятий заявлено с первых же секунд; его с дотошностью опытного следователя фиксирует классик социального кино Расим Оджагов. Впрочем, «Семь дней...», в отличие от «Допроса», не столько про политику и социум, сколько про спровоцированный потрясениями в стране распад номенклатурной семьи; с толикой декадентства, с осуждением, но и некоторой эстетизацией аморальности; и в Лене, героине Татьяны Лютаевой, играющей сестру убитой Даши, определённо есть черты роковой женщины. Следователь Донатаса Баниониса – чуть ироничный привет калягинскому Сейфи. А роль Рауфа, настоящего стоика, играет Фахраддин Манафов, герой-одиночка из «Чёртика на лобовом стекле».

Вадим Рутковский, кинокритик

«Семь дней после убийства»
Режиссер Расим Оджагов
1991, 93 мин., 18+
В семье известного генерала происходит страшная трагедия: убита одна из дочерей. Ведущий дело следователь понимает, что внешне благополучная и дружная семья только кажется абсолютно счастливой.

Показ пройдёт с плёнки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках ретроспективы кино Азербайджана.


Дорогие зрители, 

мы настоятельно рекомендуем до и во время киносеанса носить средства персональной защиты (маска, перчатки), держать социальную дистанцию, производить бесконтактную оплату услуг, использовать антисептик и мыть руки.

С заботой о вашем здоровье, 
кинотеатр «Иллюзион»

Подробнее

14.февраля - 21:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Кино Азербайджана. «От смерти до смерти»

Сюрреальное кинопутешествие по манящему и зловещему миру
Давуд разряжает пистолет в непонятного знакомца – у могил, на высоте, где открывается особый вид на город. Садится на мотоцикл и пускается в путь – с целью найти женщину, которая станет любовью всей его жизни. Давуда преследуют; пасмурный день невероятных поисков наполняется странными встречами; многие – с летальным исходом. Мечта растворяется в мареве сна; спиритуальная одиссея поисков суженой оборачивается парадоксальным поиском себя. Впрочем, сам режиссёр настаивает на чувственном постижении фильма, что делает прямые словесные трактовки неуместными.
Продюсером «От смерти до смерти» стал мексиканский режиссёр Карлос Рейгадас, опознавший в Хилале Байдарове родственную душу. До этой картины, в связи с которой западная пресса вспоминала Тарковского и постижение мира принцем Сиддхартой, Байдарова изучал компьютерные технологии и сделал несколько документальных картин. Но и в сугубо реалистических работах Байдарова пейзаж имел мистическое значение; в этом фильме у него – главная, сопоставимая с актёрскими, роль. 

Вадим Рутковский, кинокритик

«От смерти до смерти» (In Between Dying)
Режиссер: Хилал Байдаров
2020, 88 мин., 18+
Молодой человек пытается найти свою «настоящую» семью. За день он проживает целую жизнь. В конце этого дня он находит свою любовь - ту, которая всегда была рядом. Находит, но слишком поздно.

Показ пройдёт с цифрового носителя.

Фильм демонстрируется на языке оригинала с русскими субтитрами.

Лента представлена в рамках ретроспективы кино Азербайджана.


Дорогие зрители, 

мы настоятельно рекомендуем до и во время киносеанса носить средства персональной защиты (маска, перчатки), держать социальную дистанцию, производить бесконтактную оплату услуг, использовать антисептик и мыть руки.

С заботой о вашем здоровье, 
кинотеатр «Иллюзион»

Подробнее

15.февраля - 19:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Кино Азербайджана. «Соль, перец по вкусу», «К вечеру» и «Внутренний остров»

«Соль, перец по вкусу» (Salt, Pepper to Taste)
Режиссер Теймур Гаджиев
2019, 22 мин., 18+ 

«К вечеру» (Towards Evening)
Режиссер Теймур Гаджиев.
2020, 12 мин., 18+

Короткометражные ноктюрны – меланхоличные и элегантные
«Соль, перец по вкусу» – миниатюрный портрет семьи, в которой мать в одиночку растит двоих детей, старшая – дочь, младший – сын; об отце – только воспоминания; мать нервна, дочь собирается выйти замуж и зажить своей жизнью. Короткие встречи, долгие проводы; случайные фразы, жесты, поступки – не угадаешь, который окажется судьбоносным.
Герои роуд муви «К вечеру» – молодая пара (мужскую роль сыграл сам режиссёр) по дороге на семейное торжество из Баку в деревню, вдоль прекрасных и равнодушных к человеческой суете пейзажей. И, может быть, только горы знают, есть ли у этих любовников будущее.
Представитель новейшего режиссёрского поколения Азербайджана Теймур Гаджиев – художник, работающий на полутонах, не форсируя эмоции. Его сила – в меланхоличном импрессионизме и недосказанности.

Вадим Рутковский, кинокритик

«Внутренний остров» (The Island Within)
Режиссер Руфат Гасанов
2020, 79 мин., 18+
 
Чудаковатая комедия, вырастающая в нечто совсем другое
Начинается «Внутренний остров» резко – с чёрно-белого домашнего видео, чётко датированного 1996-м годом. Для семейной истории снимают обрезание – застолье, праздник, но со слезами на глазах у «виновника торжества». Дальше – наши дни, мальчик вырос в гениального шахматиста с нелепой стрижкой; гений – гением, а парнишка-то почти раб своего маниакального отца, превратившего сына в конвейер по производству спортивных побед. Выход есть?
Руфат Гасанов, дебютировавший в полном метре в 2013-м году почти безбюджетной, однако впечатляюще киногеничной реалистической драмой «Хамелеон» (соавтором был Эльвин Адыгозел), много лет работал продюсером и монтажёром (в его фильмографии, в частности, «Соль, перец по вкусу»). В режиссуру же вернулся с фильмом-хамелеоном. В первой части «Внутренний остров» выглядит лирично-абсурдистской комедией про чудака-человека. Во второй вместе с рискнувшим переменить жизнь героем резко сворачивает – и приходит к ласковой притче о достижении спасительной гармонии.

Вадим Рутковский, кинокритик

Показ пройдёт с цифрового носителя.

Фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.

Лента представлена в рамках ретроспективы кино Азербайджана.


Дорогие зрители, 

мы настоятельно рекомендуем до и во время киносеанса носить средства персональной защиты (маска, перчатки), держать социальную дистанцию, производить бесконтактную оплату услуг, использовать антисептик и мыть руки.

С заботой о вашем здоровье, 
кинотеатр «Иллюзион»

Подробнее

14.апреля - 17:40

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Дочь рыбака

Живописная притча о силе хрупкой девушки
«Каспийское море угрюмо вздыхает, и белая чайка летит над волной. Мы в море уходим, там всяко бывает и, может, не каждый вернется домой», – поётся в народной песне о море, которое ещё Гомер называл прудом Солнца. Непогребённый рыбак – дурная примета; если рыбак не вернулся на берег, односельчане обязаны совершить символический похоронный обряд, опустив в землю пустой гроб, иначе беда ждёт всех. Сара (впечатляющий дебют Хамаил Гасановой), чей отец пропал без вести, отказывается считать его погибшим. Вопреки всему...
В прологе, когда камера оператора Шандора Беркеши проносится над Каспием, закадровый рассказчик вспоминает легенду Апшеронского полуострова, услышанную от деда. Её и оживляет в своём полнометражном дебюте Исмаил Сафарали, создающий удивительное пространство. Это наши дни – радио вещает о финальном матче Лиги Европы УЕФА в Баку-2019. Но останки советской эпохи, сохранившиеся в бытовых мелочах, так же вечны, как гул моря, неизменный во все времена. Время остановилось; в его течении нет смысла и нет нужды. Смысл – в судьбе. И личной смелости ей противостоять.

Вадим Рутковский, кинокритик

2019, 88 мин., драма, Россия, Азербайджан, 12+
Режиссер: Исмаил Сафарали
В ролях: Хамаил Гасанова, Гюнеш Мехдизаде, Вусал Азизов, Фарид Асланов

История о жизни небольшой рыбацкой деревни на Апшероне, полуострове на побережье Каспийского моря. Девочка Сара, отец которой пропадает во время рыбалки, отказывается верить в то, что его больше нет и Сара отправляется в бушующее море на поиски отца.

Внимание:

Фильм демонстрируется на языке оригинала с русскими субтитрами.

Подробнее

15.апреля - 22:25

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Дочь рыбака

Живописная притча о силе хрупкой девушки
«Каспийское море угрюмо вздыхает, и белая чайка летит над волной. Мы в море уходим, там всяко бывает и, может, не каждый вернется домой», – поётся в народной песне о море, которое ещё Гомер называл прудом Солнца. Непогребённый рыбак – дурная примета; если рыбак не вернулся на берег, односельчане обязаны совершить символический похоронный обряд, опустив в землю пустой гроб, иначе беда ждёт всех. Сара (впечатляющий дебют Хамаил Гасановой), чей отец пропал без вести, отказывается считать его погибшим. Вопреки всему...
В прологе, когда камера оператора Шандора Беркеши проносится над Каспием, закадровый рассказчик вспоминает легенду Апшеронского полуострова, услышанную от деда. Её и оживляет в своём полнометражном дебюте Исмаил Сафарали, создающий удивительное пространство. Это наши дни – радио вещает о финальном матче Лиги Европы УЕФА в Баку-2019. Но останки советской эпохи, сохранившиеся в бытовых мелочах, так же вечны, как гул моря, неизменный во все времена. Время остановилось; в его течении нет смысла и нет нужды. Смысл – в судьбе. И личной смелости ей противостоять.

Вадим Рутковский, кинокритик

2019, 88 мин., драма, Россия, Азербайджан, 12+
Режиссер: Исмаил Сафарали
В ролях: Хамаил Гасанова, Гюнеш Мехдизаде, Вусал Азизов, Фарид Асланов

История о жизни небольшой рыбацкой деревни на Апшероне, полуострове на побережье Каспийского моря. Девочка Сара, отец которой пропадает во время рыбалки, отказывается верить в то, что его больше нет и Сара отправляется в бушующее море на поиски отца.

Внимание:

Фильм демонстрируется на языке оригинала с русскими субтитрами.

Подробнее

17.апреля - 15:35

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Дочь рыбака

Живописная притча о силе хрупкой девушки
«Каспийское море угрюмо вздыхает, и белая чайка летит над волной. Мы в море уходим, там всяко бывает и, может, не каждый вернется домой», – поётся в народной песне о море, которое ещё Гомер называл прудом Солнца. Непогребённый рыбак – дурная примета; если рыбак не вернулся на берег, односельчане обязаны совершить символический похоронный обряд, опустив в землю пустой гроб, иначе беда ждёт всех. Сара (впечатляющий дебют Хамаил Гасановой), чей отец пропал без вести, отказывается считать его погибшим. Вопреки всему...
В прологе, когда камера оператора Шандора Беркеши проносится над Каспием, закадровый рассказчик вспоминает легенду Апшеронского полуострова, услышанную от деда. Её и оживляет в своём полнометражном дебюте Исмаил Сафарали, создающий удивительное пространство. Это наши дни – радио вещает о финальном матче Лиги Европы УЕФА в Баку-2019. Но останки советской эпохи, сохранившиеся в бытовых мелочах, так же вечны, как гул моря, неизменный во все времена. Время остановилось; в его течении нет смысла и нет нужды. Смысл – в судьбе. И личной смелости ей противостоять.

Вадим Рутковский, кинокритик

2019, 88 мин., драма, Россия, Азербайджан, 12+
Режиссер: Исмаил Сафарали
В ролях: Хамаил Гасанова, Гюнеш Мехдизаде, Вусал Азизов, Фарид Асланов

История о жизни небольшой рыбацкой деревни на Апшероне, полуострове на побережье Каспийского моря. Девочка Сара, отец которой пропадает во время рыбалки, отказывается верить в то, что его больше нет и Сара отправляется в бушующее море на поиски отца.

Внимание:

Фильм демонстрируется на языке оригинала с русскими субтитрами.

Подробнее

25.апреля - 19:20

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Дочь рыбака

Живописная притча о силе хрупкой девушки
«Каспийское море угрюмо вздыхает, и белая чайка летит над волной. Мы в море уходим, там всяко бывает и, может, не каждый вернется домой», – поётся в народной песне о море, которое ещё Гомер называл прудом Солнца. Непогребённый рыбак – дурная примета; если рыбак не вернулся на берег, односельчане обязаны совершить символический похоронный обряд, опустив в землю пустой гроб, иначе беда ждёт всех. Сара (впечатляющий дебют Хамаил Гасановой), чей отец пропал без вести, отказывается считать его погибшим. Вопреки всему...
В прологе, когда камера оператора Шандора Беркеши проносится над Каспием, закадровый рассказчик вспоминает легенду Апшеронского полуострова, услышанную от деда. Её и оживляет в своём полнометражном дебюте Исмаил Сафарали, создающий удивительное пространство. Это наши дни – радио вещает о финальном матче Лиги Европы УЕФА в Баку-2019. Но останки советской эпохи, сохранившиеся в бытовых мелочах, так же вечны, как гул моря, неизменный во все времена. Время остановилось; в его течении нет смысла и нет нужды. Смысл – в судьбе. И личной смелости ей противостоять.

Вадим Рутковский, кинокритик

2019, 88 мин., драма, Россия, Азербайджан, 12+
Режиссер: Исмаил Сафарали
В ролях: Хамаил Гасанова, Гюнеш Мехдизаде, Вусал Азизов, Фарид Асланов

История о жизни небольшой рыбацкой деревни на Апшероне, полуострове на побережье Каспийского моря. Девочка Сара, отец которой пропадает во время рыбалки, отказывается верить в то, что его больше нет и Сара отправляется в бушующее море на поиски отца.

Внимание:

Фильм демонстрируется на языке оригинала с русскими субтитрами.

Подробнее