Beat Film Festival 2019

Один из крупнейших кинофестивалей в России и масштабное культурное событие, которое знакомит горожан с самым актуальным из мира музыки, современного искусства, медиа, уличной культуры, спорта и новых технологий. Миссия фестиваля — формировать культурную повестку дня и открывать для широкой публики документальное кино как новый жанр развлечения.

Beat Film Festival — это десятки полнометражных фильмов и десятки тысяч зрителей каждый год, это показы на главных площадках столицы, кураторские программы в партнерстве с известными культурными и медиа институциями. В его программе — российские премьеры документальных хитов престижных международных кинофестивалей, VR-секция, национальный конкурс, направленный на поддержку молодых российских режиссеров-документалистов, встречи с режиссерами, дискуссии и тематические вечеринки с участием зарубежных артистов.

Показы на языке оригинала с русскими субтитрами.

Расписание

01.июня - 16:00

Не оглядывайся / Don’t look back + лекция Михаила Ратгауза

1967, США, 96 мин., документальный
Режиссер: Д. А. Пеннебейкер 

Золотой стандарт музыкальной документалистики — лента о британском турне молодого Боба Дилана.

В 1965 году Боб Дилан отправился в большое турне по Великобритании — и все происходившее во время этой поездки снимал на ручную камеру режиссер Донн Пеннебейкер. Он фиксировал бесконечные репетиции, концерты, язвительные диалоги с прессой, жесткие переговоры менеджеров и агентов, перипетии романа Дилана с Джоан Баэз и другие события гастролей. Результат задал каноны музыкального — и любого другого — документального кино: «Не оглядывайся» попал в реестр фильмов библиотеки Конгресса США, критики влиятельного журнала Sight & Sound включили его в десятку лучших неигррвых лент всех времен и народов, а сам Пеннебейкер, позже работавший с Годаром, Норманом Мейлером и Джоном Ленноном, в 2012 году получил Оскара за выдающиеся заслуги в кинематографе.

«Не оглядывайся» — детализированная до мелочей энциклопедия молодого Дилана: яркого и обаятельного, но дерзкого, нагловатого, самолюбивого. Певец разносит журналиста Time, утверждая, что его издании «нет идей, только факты», завязывает полемику со студентом-заучкой, хамовато прерывает выступление певца Алана Прайса, чтобы спросить, почему тот ушел из группы The Animals. Это документ эпохи, фиксирующий не только ее предметность: прямые челки фанаток, пишущие машинки, телефонные автоматы, но и ее смыслы, в частности то, как творчество Дилана воспринималось в контексте того времени. Показательная сцена — журналист надиктовывает для будущей статьи размышление о том, что, вероятно, артист никогда не будет понят: «Бородатые мальчики и девочки с распущенными волосами и похоронным макияжем рукоплещут его песням, упуская их смысл». Спустя 51 год Дилан получит Нобелевскую премию по литературе.

Трейлер

Перед фильмом состоится лекция кинокритика и историка кино Михаила Ратгауза «Муха на стене: что такое «прямое кино».

Открытие метода «direct cinema» в Америке конца 1950-х стало моментом изобретения документального кино, каким мы его знаем сегодня. Именно тогда было придумано и намертво определено, что мы должны считать документальным, как оно обязано выглядеть и какие преступления перед «истиной» оно способно совершить. Как так вышло и почему мы об этом забыли?

Подробнее

02.июня - 16:00

Во славу тьмы / Hail Satan?

2019, США, 95 мин., документальный, 18+
Режиссер: Пэнни Лэйн

На английском языке с русскими субтитрами

Сатанисты заставляют Америку отвечать за слова
В августе 2018 года в Детройте установили первый в истории США памятник Люциферу — суровое существо с козлиной головой показывало загадочный жест отлитым в бронзе детям. Открытие памятника стало итогом пятилетних усилий Церкви Сатаны — организации, действующей в 13 штатах под руководством демонического человека, который называет себя Люсьен Гривз. Все это время Гривза и его приспешников снимала режиссер Пенни Лейн.
Забудьте все, что вы раньше знали о сатанистах: это фильм не о кровавых ритуалах и инфернальных заклинаниях, а о гражданском протесте в его самом веселом изводе. Церковь Сатаны борется вовсе не против бога и гуманизма, а против американского пуританства, консерватизма и зашоренности. Гривз и его сторонники (одна другого колоритней — от роковой готической красавицы до простака-реднека) — политические панки наших дней, которые тестируют границы религиозной свободы в светском обществе, умело пользуясь для этого тотальностью американских медиа. Фильмы о борцах с системой чаще всего похожи на жития святых — а потому скучны; Лейн же нашла идеальных героев для своего социального памфлета: активистов, которые выбрали самое звонкое оружие борьбы — цирк.  

Трейлер

Кинофестиваль Санденс - участник программы
Международный кинофестиваль в Роттердаме - участник программы

После показа фильма журналист, сценарист, куратор программы «Новые люди» Александр Горбачев и шеф-редактор образовательного проекта Arzamas Александр Борзенко обсудят, как в современной России религия становится общественной позицией — хоть и вынужденно.

Подробнее

03.июня - 19:00

В поисках Шугармена / Searching for Sugar Man + лекция Всеволода Коршунова

2012, Швеция, Великобритания, 86 мин., документальный
Режиссер: Малик Бенджеллуль

Оскароносный детектив, посвященный одной из самых причудливых судеб в истории рок-музыки
 
В начале 70-х детройтский разнорабочий Сиксто Родригес исполнял в местных клубах тягучие остросоциальные баллады под гитару — он даже выпустил два альбома, но не снискал особого успеха и завязал с музыкой. Однако его записи каким-то образом попали в ЮАР, где обрели культовый статус, став гимнами борьбы с апартеидом. Родригес был популярнее The Rolling Stones — и при этом абсолютной загадкой: о нем не было известно ничего, кроме того, что он из Америки. На фоне полного отсутствия информации фигура музыканта обросла множеством мифов: ходили слухи, что он то ли сжег себя на сцене, то ли застрелился. Сам Родригес тоже не имел ни малейшего понятия о своем заокеанском успехе и продолжал трудиться на стройках в родном Детройте. 

Лишь в конце 1990-х два южноафриканских поклонника Родригеса твердо решили выяснить, кто он такой, пытаясь по крохотным зацепкам вроде географических отсылок в текстах песен напасть на след музыканта, — и поиски привели их к неожиданным открытиям. Эту фантастическую историю, в которой сплелись депрессивный Детройт и Кейптаун времен расовой сегрегации, экранизировал режиссер-документалист Малик Бенджеллуль. Родригеса как музыканта сделал героем неизвестный фанат, привезший его пластинку в ЮАР, Родригеса как личность — Бенджеллуль, снявший мощный и трогательный фильм о человеке, принимающем свою судьбу с редким достоинством, и заслуженно получивший за это ворох кинонаград, включая «Оскара».

Трейлер

Перед показом состоится лекция киноведа, сценариста и редатора Всеволода Коршунова «Как сделать документальный блокбастер».

Документальное кино еще недавно считалось скучным развлечением на любителя. Однако в последние годы документалистика завоевывает позиции передового вида кинематографа: открываются кинотеатры неигрового фильма, создаются новые фестивали, весь мир взахлеб обсуждает документальные блокбастеры Майкла Мура, Лоры Пойтрас, Джошуа Оппенгеймера.

В чем секрет зрительского документального кино? Какие нарративные техники игровых блокбастеров используются в документалистике? Что именно заставляет зрителей с нетерпением ждать это кино?

Награды и призы:

Оскар 2013 - Лучший документальный фильм
Кинофестиваль Санденс - Специальный приз жюри, Приз зрительских симпатий
Кинопремия BAFTA - Лучший документальный фильм

 

Подробнее

06.июня - 20:00

Зона + Q&A с режиссером

2019, 63 мин., Россия, США, документальный
Режиссер: Клэйтон Вомеро

От «Гагарин-пати» до инстаграма: взгляд извне на неформальную культуру постсоветской России

В августе 1991 года СССР прекратил свое существование и волна западных влияний захлестнула постсоветское пространство. Почти мгновенно здесь высадился западный консюмеризм — вместе с надеждой, что он принесет западное процветание. «Зона» исследует радикальные перемены в культурном ландшафте этой части мира, от последних дней Советского Союза до неофеодального строя наших дней. Интервью с культурными авторитетами, такими как музыкальный критик Артемий Троицкой, основатель «Птюча» Игорь Шулинский и побывавший под арестом рэпер Хаски, и зарисовки из жизни современной молодежи из России и Украины отражают разные углы критического взгляда режиссера, который собирает в фокус калейдоскоп образов: фейковые кроссовки, вещества, клубы, instagram live и призрачное эхо «Лебединого озера».

Трейлер

CPH:DOX 2019 - участник программы

Подробнее

09.июня - 18:30

Человек на проволоке / Man on Wire + лекция Алексея Медведева

2008, 94 мин., Великобритания, США, документальный
Режиссер: Джеймс Марш

«Оскар»-2009 за лучший документальный фильм — режиссер Джеймс Марш восстанавливает подробности величайшего трюка в карьере канатоходца Филиппа Пети, который в 1974 году прошел по тросу, натянутому между башнями-близнецами Всемирного торгового центра.

7 августа 1974 года французский канатоходец Филипп Пети совершил то, что позже назвали «художественным преступлением века». Он 45 минут разгуливал по канату, натянутому между башнями Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Это стало вершиной его карьеры, в которой уже были аналогичные проделки с собором Парижской Богоматери и мостом Харбор-Бридж в Сиднее. Документальная лента режиссера Джеймса Марша — это не только гимн смелому человеку, но еще и дань в эпохе, уничтоженной 11 сентября 2001 года.

Перед показом состоится лекция кинокритика и куратора Алексея Медведева «Аттракцион в кино».

Человек прошел по канату между башнями WTC, которых уже нет. Это небывалый, захватывающий дух аттракцион — нечто невозможное, ставшее реальным. Невозможная реальность — отличное определение кино, от монтажа аттракционов Эйзенштейна до новейших фильмов-перформансов. Кино — это канатоходец, балансирующий на проволоке.

Подробнее