День российского кино: Современная аудио-визуальная культура

27 августа, в День российского кино, зрителям представят первый комикс, экранизированный в дореволюционной России – «Рокамболь» Владислава Ленчевского (1917). Фильм о литературном супергерое, который на полвека старше Арсена Люпена, Фантомаса и Тарзана. Публика увидит один из первых кукольных мультфильмов в мире – «Месть кинематографического оператора» Владислава Старевича, где главных героев играют куклы-насекомые. Первый фильм в жанре бекграунда актеров кино – «Кулисы экрана» (1917) и одну из первых эксцентрических комедий – немой фильм Якова Протазанова «Процесс о трёх миллионах» (1926).

В программу войдет немое кино «Стеклянный глаз», снятое музой Владимира Маяковского Лилей Брик и Виталием Жемчужным в 1928 году, ретроспективы Дзиги Вертова («Колыбельная», «Энтузиазм: Симфония Донбасса», «Советские игрушки», «Кино-глаз», «Человек с киноаппаратом») и Сергея Эйзенштейна («Дневник Глумова», «Октябрь», Броненосец «Потёмкин», «Да здравствует Мексика!»). 

Немой киношедевр советского авангарда Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Новый Вавилон» (1929 год) «озвучит» оркестр «New Classic Band» под управлением Андрея Рейна. За сопровождение других немых фильмов будут отвечать: саксофон-соло Павел Дэй, дуэт флейты и арфы «Tavriz», струнные квартеты «Aventure» и «New Classic Band», музыкальный коллектив «Moscow Trad Jazz Band», хор «Logos», фортепианный дуэт «TWINS Piano Duo» и актриса Юлия Пилипович.

Закончится праздник кино ночным блоком первой российской фантастики: «Аэлита» (1924 год), «Межпланетная революция» (1924 год), «Космический рейс» (1936 год), «Гибель сенсации» (1935 год).

Расписание

27.августа - 10:00

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Программа работ ВГИКа

Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК), был основан еще 1 сентября 1919 года как Государственная школа кинематографии. Среди его выпускников — обладатели «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, «Оскара» Американской киноакадемии, «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, наград Московского международного кинофестиваля и других международных и национальных премий. Возможно, серьезные призы найдут и недавних выпускников ВГИКа. Смотреть работы молодых авторов – всегда интересно. Предлагаем вам 120 минут лучших выпускных работ студентов за последние 5 лет.

Хронометраж: 120 минут.

Подробнее

27.августа - 11:30

МАЛЫЙ ЗАЛ. Московская школа кино

Новые фильмы 2019 года в цикле картин Московской школы кино.

КРАСИВО ЖИТЬ, 2019 год
Всем хочется жить красиво, не исключение из этого правила и инженер провинциального завода Иван, который вынужден идти на различные ухищрения, чтобы заполучить свои честно заработанные деньги и прикоснуться к красивой жизни.
Режиссер: Ярослав Лебедев.
Продолжительность: 18 минут.
 
ОН ВЕЗЕТ СВОЙ ГРУЗОВИК, 2019 год
Восьмилетний Лёша прячется от старших ребят в заброшенном здании, где натыкается на игрушечный грузовик, запертый за решеткой. Лёша решает достать его. В это время охранника здания увольняют, и он остается бездомным. В порыве отчаяния он решает покончить с собой, но сталкивается с Лёшей.
Режиссер: Кирилл Проскурин.
Продолжительность: 25 минут.
 
КАЛЬМАР, 2019 год
Тридцатилетняя незамужняя Полина ставит во главу своей жизни интересы других людей: родственников, случайных знакомых и любимого мужчины Мити, который давно и всерьез женат. Она не замечает, что они манипулируют ею, решая только свои задачи. В момент, когда на Полину нападают и опасность угрожает ее собственной жизни, она понимает, что больше не жертва и готова бороться за себя не только в драке, но и в обыденной жизни.
Режиссер: Лидия Кондратюк.
Продолжительность: 20 минут.
 
ПАРАД ПЛАНЕТ, 2019 год
Анна — уже не молодая одинокая женщина проводит очередные выходные в компании своей матери в одном из подмосковных пансионатов. Одним из пунктов культурной программы является посещение дома-музея Тютчева, где Анна по неосторожности разбивает один из экспонатов и провоцирует конфликт не только с руководством музея, но и с собственной матерью.
Анна демонстративно отказывается принимать участие в дальнейших мероприятиях, запланированных мамой на остаток дня. Она решает вернуться в пансионат, не имея при себе ни денег, ни представления о том, как туда добираться.
Тем не менее Анна отважно преодолевает все трудности, связанные с безбилетным проездом, умудряется заблудиться в лесу с хамоватой молодой парочкой и все же добраться до пансионата, чтобы помириться с мамой.
Режиссер: Вера Смолина.
Продолжительность: 27 минут.

Подробнее

27.августа - 12:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Немое кино в сопровождении музыки и света

В специальной программе ко Дню российского кино в Большом зале кинотеатра "Иллюзион" мы показываем немые фильмы начала XX века: "Кулисы экрана" (1917), "Месть кинематографического оператора" (1912), "Лысый кинооператор" (1916), "Дневник Глумова" (1923), "Рокамболь" (1917), "Сашка-семинарист" (1915) – в сопровождении пианино, арфы и флейты, скрипки, саксофона и струнных инструментов.

КУЛИСЫ ЭКРАНА, 1917 год
Первый фильм в жанре бэкграунда актеров кино, драма из артистической жизни. Фрагмент начинается со сцены в доме киноактеров Мозжухина и его жены Натальи Лысенко.
Режиссер: Георгий Агазаров, Александр Волков.
Продолжительность: 13 минут.

МЕСТЬ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА, 1912 год
Один из первых кукольных мультфильмов в мире. Этот фильм выполнен в пародийном жанре, а в качестве актёров выступили куклы-насекомые. В ленте представлена атрибутика салонной мелодрамы: страсть, интрига, месть и танцевальные номера. А в основе сюжета – любовная коллизия с элементами адюльтера.
Режиссер: Владислав Старевич.
Продолжительность: 12 минут.

ЛЫСЫЙ КИНООПЕРАТОР, 1916 год
Современный взгляд на первооткрывателей профессии операторов. Одна из серий о приключениях кинооператора, которого играл французский комик Робер Рейнольс, пребравшийся в Россию. Фильм пользовался до революции бешеным успехом. В нем можно найти универсальные гэги и выразительную жестикуляцию, так что титры уже не нужны.
Режиссер: Р. Рейнольс
Продолжительность: 3 минуты.

ДНЕВНИК ГЛУМОВА, 1923 год
Первый фильм Сергея Эйзенштейна стал ключевым моментом в его карьере и в жизни. Фильм создавался как часть театральной постановки 1-го рабочего театра Пролеткульта 1923 года "Мудрец", но стал для Эйзенштейна переходом от театральной режиссуры к кинорежиссуре. "Дневник Глумова" — первый пример использования в кинематографе концепции "монтажа аттракционов" Эйзенштейна. По его мнению, подлинно зрелищный кинематограф должен поражать зрителя различными яркими и неожиданными моментами, чтобы передать какую-либо идею или аффект. Аттракцион — минимальная часть любого зрелища, "самостоятельный и первичный элемент конструкции спектакля — молекулярная (то есть составная) единица действенности театра". Именно работая над "Дневником Глумова", Эйзенштейн пришёл к пониманию цирка и мюзик-холла как источника идей и способов работы со зрителем для кинематографа.
Режиссер: Сергей Эйзенштейн.
Продолжительность: 5 минут.

РОКАМБОЛЬ, 1917 год
Первый экранизированный комикс. Рокамболь (фр. Rocambole) — главный персонаж цикла авантюрных романов XIX века французского писателя Понсона дю Террайя (1829—1871), нарицательное имя для авантюриста. Персонаж был настолько популярен среди читателей, что во французском языке появилось используемое и поныне слово "рокамбольный" (rocambolesque), то есть "невероятно удивительный" или "в стиле Рокамболя".
Рокамболь – первый среди литературных супергероев, он почти на 50 лет старше Арсена Люпена (1905), за которым последовали истории о Фантомасе (1911), Тарзане (1912) и других.
Режиссер: Владислав Ленчевский.
Продолжительность: 10 минут.

САШКА-СЕМИНАРИСТ («Русский Рокамболь»), 1915 год
Немой художественный фильм в 4-х сериях, имевший огромный успех у массового зрителя. Помимо боевого сюжета, картина поставлена в красивых тонах, в ней видна опытная рука режиссёра, сумевшего не только дать ряд красивых сцен, но и взять все, что можно было, у артистов.
Режиссер: Чеслав Сабинский.
Продолжительность: 19 минут.

Саксофон соло Павел Дей и Со. Дуэт флейты и арфы Диана Успенская и Марина Зубанова — лауреаты международных конкурсов. Струнный квартет "New Classic Band": лауреаты международных и всероссийских конкурсов Леонид Сивелькин, Михаил Зонтов, Анна Душкина, Владимир Аркатов.

Подробнее

27.августа - 13:20

МАЛЫЙ ЗАЛ. «Колыбельная»

1937, 60 мин., документальный, СССР
Режиссер: Дзига Вертов.

Киновед, историк кино, режиссёр, сценарист и актёр Олег Ковалов сравнивал поэтику "Колыбельной" с некоторыми кинематографическими приёмами Лени Рифеншталь и отмечал, что картина Вертова "способна восхитить и красотой формы, и последовательностью, с которой выстраивается на экране её отважная концепция".

Картина "Колыбельная" вышла осенью 1937 года, но через пять дней без объяснения причин была снята с экрана и запрещена к показу.

Фильм начинается с титров о том, что во всех городах и селениях СССР "освобождённые женщины поют своим детям колыбельную песню о счастье". Первая и вторая части картины — это лирические фрагменты жизни 1930-х годов: роженицы в больничной палате, младенцы в колясках, дети в хороводе, школьники за партами, юная пианистка рядом с педагогом, ученицы в хореографической студии, женщины в поле, на заводе, во время прыжка с парашютом, в момент сбора винограда. Хронику сопровождают короткие авторские ремарки: "Твои руки счастливы от того, что они в работе", "И ты летишь над миром" и другие.

В третью часть ленты включены кадры, снятые во время официальных мероприятий: Сталин и другие советские вожди приветствуют делегатов Всесоюзной женской конференции; участница мероприятия с трибуны рассказывает о значении 122-й статьи Конституции, давшей женщинам "возможность учиться, строить и счастливо жить"; юная пионерка рапортует о том, какие кружки посещают школьники. В финальной части фильма кинохроника, повествующая о Гражданской войне в Испании, соседствует с показом учебных полётов в Советском Союзе.

Подробнее

27.августа - 14:10

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. «Процесс о трёх миллионах» в сопровождении духового оркестра «Moscow Trad Jazz Band»

1926, 63 мин., комедия, СССР
Режиссёр: Яков Протазанов
В ролях: Владимир Фогель, Игорь Ильинский, Михаил Климов, Анатолий Кторов, Даниил Введенский, Ольга Жазнева, Николай Прозоровский, Владимир Михайлов

"Процесс о трёх миллионах" – эксцентрическая советская комедия по мотивам повести и пьесы Умберто Нотари. Картина была признана одной из вершин творчества Якова Протазанова и предтечей многочисленных работ в жанре эксцентрической комедии.

Действие происходит в Италии в начале XX века. Банкир Орнано продал дом и уехал по делам, оставив деньги супруге Норис. Она посылает записку своему любовнику, приглашая его на свидание, и сообщает, что вместе они могут завладеть богатством. Это сообщение перехватывает мошенник Каскарилья. Пользуясь эффектной внешностью и манерами, он уже разработал план по очарованию Норис и присвоению денег. Но, как назло, именно в это же время к банкиру случайно забирается мелкий домушник Тапиока.

Показ проходит в сопровождении духового оркестра "Moscow Trad Jazz Band".

Подробнее

27.августа - 14:40

МАЛЫЙ ЗАЛ. «Энтузиазм: Симфония Донбаса»

1931, 65 мин., документальный, СССР
Режиссер: Дзига Вертов.

Съемки фильма проходили на заводах и шахтах Донбасса, где рабочие выполняли пятилетний план. Для синхронных съемок звука и изображения была применена аппаратура системы Шорина.
Лейтмотивы фильма — поезд, несущийся вперед на всех парах, кочегары, подбрасывающие уголь в печку на заводе. Очень многие планы в фильме – это композиции, выстроенные по диагонали, где все направляющие кадра не параллельны его границам (марш пионеров, паровой гудок позади линий электропередачи, водружение флага на собор, шахтерская йога или плавка на заводе, демонстрация). Сцены, в которых отображается сельское хозяйство, более спокойны в композиционном отношении.
Известно, что Чарли Чаплин назвал "Энтузиазм" Дзиги Вертова одной из самых впечатляющих звукозрительных симфоний.

Подробнее

27.августа - 15:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. «Советские игрушки» + «Кино-глаз» в сопровождении саксофона

"Советские игрушки"

Один из первых советских мультипликационных фильмов. Он был создан в 1924 году режиссёром Дзигой Вертовым на студии Госкино. Фильм – экранизация политических шаржей Виктора Дени, публиковавшихся в газете "Правда".

Режиссер: Дзига Вертов
Продолжительность: 12 минут

"Кино-глаз" 

Неигровой немой фильм, снятый режиссёром Дзигой Вертовым вместе с оператором Михаилом Кауфманом в 1924 году. Экспериментальная картина, в которой были заложены принципы вертовской кинодокументалистики. Лента вызвала противоречивые отклики критиков и киноведов, но получила премию на Международной выставке в Париже.

Режиссер: Дзига Вертов
Продолжительность: 78 минут
 
Показ проходит в сопровождении саксофона. Музыкант: Павел Дей, выпускник Военно-музыкального училища им. генерал-лейтенанта В. М. Халилова, артист оркестра Московского губернского драматического театра С. Безрукова.

Подробнее

27.августа - 16:00

МАЛЫЙ ЗАЛ. «Человек с киноаппаратом»

1929, 66 мин., документальный, СССР
Режиссер: Дзига Вертов

Фильм составлен из коротких документальных фрагментов (зачастую всего несколько кадров), изображающих хаотичную жизнь современного города: движение транспорта и людей, труд рабочих на промышленных предприятиях, культурные мероприятия, медицинские учреждения. Здесь представлена подлинная энциклопедия операторских и монтажных техник: скошенные углы, съёмка в отражении, покадровая съёмка, ускоренная съёмка, совмещение двух и более изображений на одном кадре и так далее. На протяжении долгого времени Вертов и Кауфман с разнообразных ракурсов снимали на улицах Одессы, Киева и Москвы всё, что представлялось им интересным.
В 2012 году в опросе почти тысячи кинокритиков британского журнала Sight & Sound "Человек с киноаппаратом" занял 8 место в списке лучших фильмов всех времён. А в 2014 году Sight & Sound назвал картину лучшим документальным фильмом всех времён.

Подробнее

27.августа - 17:20

МАЛЫЙ ЗАЛ. «Октябрь» в сопровождении тапёра Сергея Аксёнова

1927, 102 мин., драма, СССР
Режиссёры: Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров
В ролях: Владимир Попов, Василий Никандров, Борис Ливанов, Эдуард Тиссэ

Немой художественный фильм кинорежиссёра, снятый на московской фабрике "Совкино" в 1927 году. Лента посвящена событиям Октябрьской революции. Завершающая часть кинотрилогии: "Стачка", "Броненосец „Потёмкин“", "Октябрь".
Кинокритики всего мира отдают должное новаторскому методу в монтаже картины. Так Рауль Хаузман назвал монтаж Эйзенштейна "интеллектуальным". А французский критик Жан-Клод Конеса писал о фильме: "Фильм одновременно становится и рассказом об истории, и её составной частью, в том смысле, что его монтаж, его раскадровка, его эстетика — это чистый продукт революционной системы как в показе революции, так и в экзальтированной манере этого показа". Картина "Октябрь" считается первой в советской кинолениниане, и заложила традиции, которые были успешно продолжены уже в эпоху звукового кино.

Показ состоится в сопровождении тапёра кинотеатра «Иллюзион» Сергея Аксёнова.

Подробнее

27.августа - 17:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. «Стеклянный глаз» в сопровождении фортепианного дуэта «TWINS Piano Duo»

1928, 48 мин., драма, комедия, СССР
Режиссеры: Лиля Брик, Виталий Жемчужный
В ролях: Анатолий Головня, Вероника Полонская, Николай Прозоровский

Фильм "Стеклянный глаз" в какой-то мере направлен против штампов игрового кино и основан на противопоставлении документальной и художественной кинематографии. Лента представляет собой монтаж интересных по материалу документальных кадров.

Показ проходит в сопровождении фортепианного дуэта "TWINS Piano Duo" и актрисы Юлии Пилипович

Подробнее

27.августа - 18:50

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. «Новый Вавилон» в сопровождении оркестра «New Classic Band»

1929, 80 мин., драма, СССР
Режиссер: Григорий Козинцов, Леонид Трауберг
Художественный руководитель: Леонид Сивелькин
Дирижер: Андрей Рейн
В ролях: Давид Гутман, Елена Кузьмина, Андрей Костричкин, Софья Магарилл, Сергей Герасимов, Евгений Червяков, Петр Соболевский

ФЭКСы создавали «Новый Вавилон» под влиянием идеи интеллектуального кино, выдвинутой Эйзенштейном, но в отличие от него уделяли серьёзное внимание работе с актерами. У чёрно-белого кинофильма Григория Козинцева и Леонида Трауберга было и другое название – «Штурм неба». Премьера историко-революционной эпопеи состоялась 18 марта 1929 года. Фильм имел огромный успех в СССР и за рубежом. В «Очерках истории кино СССР» Н. А. Лебедев пишет, что фильм «Новый Вавилон» — «подлинный праздник импрессионизма в кино», что Москвин и Михайлов блестяще имитируют изобразительные приемы Мане, Дега, Ренуара.

Показ проходит в сопровождении оркестра “New Classic Band”.

Подробнее

27.августа - 20:00

МАЛЫЙ ЗАЛ. «Да здравствует Мексика»

1932, 103 мин., документальный, США, Мексика
Режиссер: Сергей Эйзенштейн

Осенью 1929 года группа советских кинематографистов во главе с Эйзенштейном выехала в Голливуд. Делегация должна была ознакомиться с техникой звукового кино и поставить фильм для компании Paramount Pictures. Однако Эйзенштейн и продюсеры Paramount не пришли к соглашению о сценарии.

В это время американские и мексиканские друзья, в том числе Диего Ривера и Давид Сикейрос, писатели Теодор Драйзер и Эптон Синклер, предложили группе Эйзенштейна интересную идею и финансирование. Идея была в том, чтобы снять полнометражный фильм о жизни Мексики. Финансовую сторону в основном взяло на себя семейство Синклер. Всего собрали 25 тысяч долларов. В группе были Эдуард Тиссэ и Григорий Александров. Фильм был задуман как широкое полотно о жизни Мексики, показанной в разные эпохи, при различном социальном строе. Картина получила название "Да здравствует Мексика!".

Работа над этим фильмом шла в 1931—1932 годы. Эйзенштейн сформулировал его идею так: "Que viva Mexico! — это история смен культуры, данная не по вертикали — в годах и столетиях, а по горизонтали — в порядке географического сожительства разнообразнейших стадий культуры рядом, чем так удивительна Мексика, знающая провинции господства матриархата (Техуантепек) рядом с провинциями почти достигнутого в революции десятых годов коммунизма (Юкатан, программа Сапаты и т. д.) ".

Подробнее

27.августа - 20:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. «Броненосец "Потемкин"» в сопровождении хора «Logos»

1925, 75 мин., драма, СССР
Режиссёр: Сергей Эйзенштейн
В ролях: Александр Антонов, Владимир Барский, Григорий Александров, Иван Бобров, Михаил Гоморов, Александр Левшин

В разные годы неоднократно этот фильм Эйзенштейна признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики. Кинолента была снята в Одессе, которая тогда, в конце 20-х годов XX века, была одним из центров кинопроизводства. Там как раз режиссеру и удалось найти подходящий для съёмок корабль. Первый показ фильма произошёл 21 декабря 1925 года на торжественном заседании, посвящённом юбилею революции 1905 года в Большом театре. А премьера состоялась в Москве 18 января 1926 года в 1-м Госкинотеатре (ныне — к/т «Художественный»).

Показ проходит в сопровождении хора "Logos”. Художественный руководитель и дирижер: Алексей Покровский.

Подробнее

27.августа - 21:40

МАЛЫЙ ЗАЛ. «Просперити»

1932, 92 мин., СССР
Режиссёр: Юрий Желябужский.

Фильм был снят в 1932 году, а выпущен в прокат 5 марта 1933 года. Именно в этом фильме Иван Пырьев заметил актрису Марину Ладынину, для которой эта роль была только второй в кинокарьере, и пригласил ее для работы над своими следующими картинами.

"Просперити" – фильм о борьбе американских рабочих за свои права. По сюжету, владелец металлургических заводов Роске снижает заработную плату. Рабочие отвечают стачкой. Оппортунист Дюрих, председатель профсоюза, берется сорвать стачку, если Роске согласится снизить зарплату не на 10%, а на 8. Но коммунист Аткинс призывает продолжать забастовку. Тогда Роске организует бандитский налёт на Аткинса и его товарищей.

Подробнее

27.августа - 22:00

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. «Аэлита» в сопровождении фортепианного дуэта «TWINS Piano Duo»

1924, 113 мин., фантастика, драма, СССР
Режиссёр: Яков Протазанов
В ролях: Юлия Солнцева, Игорь Ильинский, Николай Церетелли, Николай Баталов, Вера Орлова, Валентина Куинджи, Павел Поль

«Аэлита» была первым фильмом Якова Протазанова после возвращения из эмиграции. Это вольная экранизация одноимённого фантастического романа А. Н. Толстого. Премьера состоялась в Москве в электротеатре. Марсианские декорации были выполнены Виктором Симовым в духе конструктивизма, а дизайн костюмов разработан художниками по костюмам МХАТа Исааком Рабиновичем и Александрой Экстер при участии Надежды Ламановой.

Организаторы первой в СССР экспериментальной мастерской по мультипликации при Государственном техникуме кинематографии Николай Ходатаев, Зенон Комиссаренко и Юрий Меркулов предлагали Протазанову ввести в фильм мультипликационные эпизоды, но режиссёр на такой эксперимент не пошёл. В итоге подготовленные эскизы были использованы для создания научно-фантастического мультфильма «Межпланетная революция» (1924). 

Показ проходит в сопровождении фортепианного дуэта "TWINS Piano Duo" – "Lunapark". Фортепианный дуэт выпускников Московской государственной консерватории Максима Маркова и Игоря Свиридова.

Подробнее

27.августа - 23:30

МАЛЫЙ ЗАЛ. Видео – арт. / Видео – изм. Vol.2

Современная электронная музыка и старинные черно-белые лента из архивов Госфильмофонда. Тема перформанса – история российского черно-белого кино до 1940-х годов. В первой части современные видеохудожники предлагают свой взгляд на диалог столетий: 1 часть – 1929 год VS 2019, 2 часть – 1919 год Х 2019 год.

Участники: VJ "D" и Арт-группа "23:59"
Продолжительность: 60 минут

Подробнее

28.августа - 0:00

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. «Межпланетная революция»

1924, 8 мин., мультфильм, СССР
Режиссеры: Зенон Комиссаренко, Юрий Меркулов, Николай Ходатаев

Рефлексия на "Аэлиту" Якова Протазанова. Один из первых советских мультипликационных фильмов, снятый в 1924 году. И первый мультфильм Государственного техникума кинематографии (ныне ВГИК).
В 1924 году Василий Журавлёв опубликовал киносценарий «Завоевание Луны мистером Фоксом и мистером Троттом», который затем и лёг в основу «Межпланетной революции». Мультфильм создавался как анимационная вставка для научно-фантастической ленты Якова Протазанова «Аэлита», но в итоге не вошёл в неё и был выпущен отдельно в виде пародии. По сюжету, напуганные наступлением пролетариата по планете Земля, буржуа всех стран улетают в космос в надежде спасти себя и награбленные капиталы. Но и в космосе им не удаётся скрыться от мировой революции.

Подробнее

28.августа - 0:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. «Космический рейс»

1935, 70 мин., фантастика, СССР
Режиссер: Василий Журавлев
В ролях: Сергей Комаров, Ксения Москаленко, Виктор Гапоненко, Василий Ковригин, Сергей Столяров

Советский научно-фантастический фильм о покорении космоса, сценарий которого был написан при участии и научном консультировании Константина Циолковского. Специально для съёмок картины он сделал 30 чертежей ракетоплана. Позже эти рисунки были объединены в "Альбом космических путешествий", изданный в 1947 году.

Для съёмки сцен в невесомости впервые были использованы специальные технические средства, разработанные оператором-постановщиком Александром Гальпериным совместно с будущим крупнейшим конструктором авиадвигателей Александром Микулиным. В декорации кабины космического корабля был построен специальный операторский кран. На специальной площадке крана, которая могла свободно двигаться в горизонтальном и вертикальном направлениях, размещались актёр и киносъёмочный аппарат с кинооператором. За счёт свободного вращения площадки удавалось отснять средние и крупные планы актёров на движущемся фоне. Для съёмки имитации невесомости была построена другая установка, в которой подвижный фон вращался относительно неподвижно подвешенного актёра синхронно с камерой. А трос с резиновым амортизатором для подвески актёров окрасили в цвет фона – для маскировки. Отснятые кадры оказались настолько достоверными, что даже спустя несколько десятилетий настоящие космонавты были восхищены изображением невесомости.

Подробнее

28.августа - 2:00

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. «Гибель сенсанции»

1935, 85 мин., фантастика, драма, СССР
Режиссер: Александр Андриевский
В ролях: Сергей Вячеслов, Владимир Гардин, Анна Чекулаева, Николай Рыбников, Владимир Орлов, Алексендра Хохлова, Сергей Мартинсон

Советский фантастический художественный фильм по мотивам романа Владимира Владко "Железный бунт". В фильме есть впечатляющая сцена, когда на рабочий поселок рядами движутся колонны роботов, мерно переставляя ноги. Перед ними отступает героя Джим Рипль, он пятится, судорожно играет на кларнете, пытаясь остановить механических чудовищ музыкальным сигналом. Но тщетно. Персонаж погибает, растоптанный роботами. Это классический мотив убийства творца его же творением.

Подробнее

28.августа - 3:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. «Марионетки»

1933, 97 мин., драма, комедия, СССР
Режиссеры: Яков Протазанов, Порфирий Подобеда
В ролях: Леонид Леонидов, Петр Галаджев, Михаил Климов, Анатолий Кторов, Сергей Мартинсон, Николай Радин, Сергей Тихонравов.

По сюжету — герои фильма носят имена семи нот: До, Ре, Ми и т. д. Действие происходит в вымышленном европейском королевстве Буфферия, где заправляют фашисты и капиталисты. Тайные правители страны принимают решение сменить короля. Наиболее подходящей кандидатурой на престол кажется принц-алкоголик До (Анатолий Кторов), погрязший в долгах.
Но по дороге в столицу он выпадает из аэроплана в реку. Чудом оставшись в живых, он добирается до столицы, но вместо него королём уже объявлен парикмахер Соль (Сергей Мартинсон)…
Фильм заканчивается нападением Буфферии на Советский Союз. И тут зрителю становится ясно, что на самом деле все герои этого фильма — марионетки, а все верёвочки от них сходятся в одних руках.

Подробнее

28.августа - 5:00

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. «Цветущая юность»

1939, 15 мин., документальный, спортивный, СССР
Режиссеры: Александр Медведкин, Владимир Файнберг

Этому первому советскому цветному (а точнее трёхцветному) фильму исполнилось 80 лет. Он был снят при помощи специального трёхплёночного киносъёмочного аппарата ЦКС-1 и отпечатан по отечественной гидротипной технологии методом хромированной желатины П. Мершина. Кинохроника снималась на три плёнки через синий, красный и зелёный фильтры. 

Фильм посвящен параду физкультурников в Москве 18 июля 1939 года.

Подробнее

07.сентября - 10:00

МАЛЫЙ ЗАЛ. «Новая Москва»

Фильм о приключениях молодого инженера-москвича, работающего на стройке в Сибири, который привез на московскую выставку необычный макет реконструкции столицы. В поезде он встречает свою любовь – Зою. 
В финале картины механизм макета новой Москвы изобретателя-провинциала заедает, и начинается грандиозный аттракцион – движение идет обратным ходом, на месте новых дворцов возникают снесенные храмы во главе с Христом-Спасителем. Не удивительно, что показ фильма Александра Медведкина был запрещен.
Иван Дыховичный: «Я очень советую посмотреть фильм «Новая Москва» – это картина выдающегося, великого русского режиссера Александра Медведкина. <…> Это был человек, который безмерно любил это пространство, этот город, эту страну. Картина <…> уникальна. В этом фильме предлагается некое архитектурное будущее Москвы. Будущее это не понравилось Сталину, и он картину запретил. Но сейчас у нас есть возможность посмотреть эту любопытнейшую ленту. К тому же там играют Даниил Сигал, знаменитый по тем временам человек, Нина Алисова, которая играла в «Бесприданнице», и так далее, один актер лучше другого».

Режиссер: Александр Медведкин
В ролях: Даниил Сагал, Нина Алисова, Павел Суханов, Мария Барабанова, Мария Блюменталь-Тамарина
Жанр: комедия
Продолжительность: 78 минут
Год: 1934

Подробнее