«MEDIATOR». Фильмотека Каталонии: «Коллекция Сегундо де Шомона»

С 1992 года Фильмотека Каталонии проводит исследовательскую работу и восстанавливает кинопленки арагонского режиссера, оператора и колориста Сегундо де Шомона. В начале своего творческого пути он работал в Барселоне. Именно там Шомон сконструировал свою первую камеру из старого ящика из-под бутылок с малагой. С этим аппаратом он проводил свои первые опыты, снимая, между прочим, свадьбы и другие семейные торжества по частным заказам. В 1905 году он поставил свой первый комический фильм «Мальчишки из парка», затем в 1908 свой первый трюковой фильм «Электрическая гостиница». В мае 1906 года Шомон выпустил кинорепортаж о бракосочетании короля Альфонса XIII и один из первых астрономических фильмов о затмении солнца, снятый в обсерватории, принадлежащей иезуитам.

Кинопромышленник Шарль Пате, основатель фирмы Pathé, пригласил Шомона во Францию. Но не только как оператора, а как одного из лучших специалистов по раскраске фильмов. Испанец первым придумал заменить кисточку для раскраски – трафаретом. Во Франции Шомон помог создать промышленные трафареты, которые получили название «патэколор». Сегундо де Шомон участвовал в съемках примерно 150 фильмов для Пате. 

Весной 1910 года Шомон вернулся в Барселону, где Шарль Пате поручил ему организовать производство испанских кинофильмов. А в феврале 1912 года Шомона пригласили в фирму «Итала». В Италии Шомон участвовал в создании главных фильмов студии, работая практически во всех жанрах: мелодрама, цветное кино, комические фильмы. Он достиг вершины технических возможностей в качестве кинооператора, постановщика трюков и спецэффектов, техника по раскраске фильмов, используя каждый раз все более сложные методы.

Сегундо де Шомон был одним из наиболее известных мастеров немого кино международного уровня, и практически единственным из пионеров кинематографа активно работал до появления звукового кино, постоянно адаптируясь к разнообразным техническим и концептуальным инновациям первых тридцати лет существования кинематографа.
 
1. Король долларов / Le roi des dollars 
Реж. Сегундо де Шомон, 1905 год, 1 мин. 49 сек.
Рука главного героя обладает суперспособностью материализовать деньги из воздуха. Вдруг в кадре мы видим голову человека, который без остановки выплевывает монеты, пока рука нашего героя касается его лба. Первые эксперименты Шомона с визуальными эффектами и цветом, которые уже через 5 лет достигнут своего апогея.
 

2. Вперед и с песней / ADELANTE CON LA MÚSICA 
Реж. Сегундо де Шомон, 1907 год, 1 мин. 51 сек.
Дирижер оркестра выполняет всевозможные фокусы, заставляя музыкантов играть роли нот. Этот фильм – часть «кино-аттракционов», которые появились из популярных шоу конца XIX века. Помимо простого повествования, фильм стремится поразить и удивить публику серией визуальных трюков, и такому мастеру как Сегундо де Шомон вполне это удается.
 

3. Электрический отель / HOTEL ELÉCTRICO  
Реж. Сегундо де Шомон, 1908 год, 6 мин. 55 сек.
Супружеская пара прибывает в отель, где все автоматизировано и управляется с помощью специальных панелей управления. И все идет хорошо до тех пор, пока пьяный сотрудник отеля не начинает возиться с одной из панелей управления, вызывая хаос в отеле. Эта лента – фундаментальный шаг в развитии анимационного фильма с использованием техники стоп-моушн (покадровой съемки).

4. Путешествие на Юпитер / Le voyage sur Jupiter 
Реж. Сегундо де Шомон, 1909 год, 8 мин. 13 сек.
Король просит своего астронома позволить ему взглянуть на небо через телескоп. Астроном рассказывает ему о Луне, Сатурне и Юпитере. Королю, очарованному идеей путешествовать по планетам, снится сон, в котором он совершает путешествие на Юпитер. Этот фильм можно отнести к жанру фантасмагории, он наполнен разнообразными визуальными трюками и эффектами, которые придают сюжетной линии дополнительную динамику.

5. Сильнее Шерлока Холмса / Più forte che Sherlock Holmes 
Реж. Сегундо де Шомон, 1913 год, 6 мин. 17 сек.
Главного героя взволновала статья в газете о полицейском и преступнике. За чтением он засыпает. Тут же из газеты выбирается пресловутый грабитель, а наш герой оказывается в форме полицейского. Начинается сумасшедшая погоня! Преступник силен и хитер: он уклоняется от выстрелов, ходит по воде, натравливает на преследователя волшебный мешок, от которого так просто не отделаешься. К счастью, это всего лишь сон.
Копия пленки поступила в Фильмотеку Каталонии из Национального музея кинематографа в Турине, а до этого была восстановлена амстердамским EYE Filmmuseum.

6. Страх перед вражеской авиацией / La paura degli aeromobili nemici 
Реж. Сегундо де Шомон, 1915 год, 17 мин. 37 сек.
Кретинетти собирается жениться, но в день своей свадьбы он читает на стене объявление, объясняющее, как вести себя в случае воздушного налета противника. Страх, который охватывает его, ставит под угрозу не только праздничное торжество и первую брачную ночь, но спокойную жизнь всего дома. Андре Дид, сыгравший Кретинетти, был одним из самых известных представителей жанра комедии в Италии. Для его амплуа было характерно создание  ситуаций, в которых он крушил и переворачивал с ног на голову все вокруг. 
Реставрационные работы над фильмом проводились в 2005 году в сотрудничестве с Cineteca di Bologna и Национальным музеем кино в Турине.

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН


Главная миссия Фильмотеки Каталонии – продвижение и распространение кинокультуры, в частности, каталонского кинематографического наследия. В Барселоне, где располагается главный офис, проходят показы фильмов со всего мира и несколько кинофестивалей. На базе синематеки проводится ряд семинаров и образовательных программ, направленных на развитие аудиовизуальной культуры. Фильмотека организует временные выставки на тему кино, демонстрируя свои коллекции и предоставляя свою площадку другим.

В фильмотеке хранится крупнейший каталонский киноархив, который насчитывает более 170 000 кинолент, и 41 000 документов. Киноленты Фильмотеки Каталонии состоят, среди прочего, из собраний: «Коллекция каталонского кино», «Коллекция Сегундо де Шомона» и «Коллекция Laya Films», которая включает в себя большинство фильмов, снятых республиканскими производственными подразделениями во время гражданской войны в Испании, – и нескольких частных коллекций, которые были пожертвованы учреждению. 

Расписание сеансов

Показы закончились.