Застава Ильича. Первая версия

1962, 190 мин., СССР
Режиссер: Марлен Хуциев
В ролях: Валентин Попов, Николай Губенко, Станислав Любшин, Марианна Вертинская

Трое друзей первого послевоенного поколения – двадцатилетние Сергей, Николай и Слава – взрослеют в полной надежд Москве начала шестидесятых. Как говорил сам Марлен Хуциев: «”Застава”, конечно, в значительной степени личная картина. Я даже говорил что эти три героя – это я. Один – мои внутренние сомнения, поиски. Второй – моё тогдашнее семейное положение. Наконец, третий – тот, каким бы я хотел бы быть». Это первая версия фильма, законченная в 1962 году и с тех пор никогда публично не демонстрировавшаяся.
«Застава Ильича» – возможно, важнейший советский фильм шестидесятых, подлинная энциклопедия московской жизни того времени, обстоятельный перечень надежд, иллюзий и разочарований. Хуциев уже был на поколение старше своих героев, поэтому в качестве соавтора сценария он пригласил 22-летнего студента ВГИКа Геннадия Шпаликова. В 1966 он сам снимет свой единственный фильм «Долгая счастливая жизнь», а в 1974 покончит с собой, так и оставшись в истории кино художником, повлиявшим на очень многих режиссеров, но самостоятельно успевшим сделать, увы, сравнительно мало. Во многом благодаря ему, была поставлена знаменитая сцена вечеринки в «Заставе Ильича», где среди гостей, помимо других молодых кинематографистов, можно увидеть Тарковского, Кончаловского и Наталью Рязанцеву. Ещё две ключевые сцены – первомайская демонстрация и литературный вечер в Политехническом музее, где выступали Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Римма Казакова, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина.
«Режиссер закончил снимать фильм в шестьдесят втором году. Вопрос «взаимоотношения поколений» встревожил партию и лично генсека Никиту Сергеевича Хрущева. Он усмотрел «истинный смысл» фильма «в утверждении неприемлемых», чужих для советских людей идей и норм общественной и личной жизни. Его скандальная речь на встрече руководства партии и правительства с деятелями литературы и искусства восьмого марта шестьдесят третьего года сыграла решающую роль в судьбе картины. Режиссера просили вырезать почти половину сцен: литературный вечер в Политехническом музее, поход на выставку в музей Пушкина, танцы на квартире друзей со свечами, ночевку у случайной знакомой, разговор Сергея со своим отцом и отцом Ани, неудавшаяся вербовка Коли Фокина в стукачи. Первая авторская версия не была уничтожена в шестьдесят втором году. Она хранилась и хранится в Госфильмофонде» (Анна Мальгина).

 

 

Расписание сеансов

Показы закончились.