MIEFF: Между двумя кинематографами: Американский авангард. Часть вторая

Программа «Между двумя кинематографами» выстроена вокруг одноименного фильма-эссе режиссера и архивиста из США Росса Липмана, отражающего его тридцатилетний извилистый путь сквозь бескрайнее пространство между двумя традициями: европейского авторского кино и американского киноавангарда. Этот двухчастный автобиографический коллаж включает в себя отреставрированные экспериментальные фильмы Липмана прошлых лет, становясь опытом своеобразной самоархивации. Вместе с тем он содержит множество отсылок к повлиявшим на него фильмам, а также уникальный архивный материал (в частности, повествующий о ссоре Брекиджа и Тарковского). В этом году мы решили сфокусироваться только на одном из обозначенных Липманом полюсов — американском: каждой части его цифрового видеоэссе будет предшествовать краткая ретроспектива классических фильмов Майи Дерен, Стена Брекиджа, Майкла Сноу и Брюса Бейли на 16-мм пленке. Но бинарная логика программы, таким образом, отразится и в другом измерении — технологическом: в пространстве между цифровым и аналоговым кинематографами.

Между двумя кинематографами. Часть вторая
2018, 22 мин., США
Режиссер: Росс Лимпан 
Российская премьера
Каждый фильм пленочной ретроспективы так или иначе связан с эссеистским рассуждением Росса Липмана. На некоторые из них он непосредственно ссылается в своем фильме, рассуждая об их влиянии на становление своего творческого стиля. Фрагменты других, как, например, в случае с «Длиной волны» Майкла Сноу, он размещает среди прочих элементов своего коллажа без артикулированного комментария. Иные, наконец, и вовсе не упоминаются в автобиографии Липмана, но играют при этом не менее важную роль как в его личной истории, так и в истории мирового кино. Фильм «Улица Кастро», включенный в архив библиотеки Конгресса США, — вершина творческого пути Брюса Бейли. Интервью с этим поэтом повседневности и исследователем мифологий пост-военной Америки стало центральным элементом второй части «Между двумя кинематографами». А в ее самом начале Липман рассказывает историю конфликта, произошедшего между Андреем Тарковским и Стэном Брекиджем. Яблоком раздора в нем стали невероятно смелые формальные эксперименты американского режиссера, многие работы которого, как «Квартет Данте», стали кинематографическим эквивалентом живописи абстрактного экспрессионизма.

Улица Кастро
1966, 10 мин., США, 16мм 
Режиссер: Брюс Бейли
Российская премьера
По словам Бейли, на создание этого фильма в форме улицы его вдохновила музыка Эрика Сати. Индустриальная фантасмагория из поездов, двигателей, резервуаров и заправочных станций возле нефтеперерабатывающего завода в Ричмонде, штат Калифорния, одновременно отдает дань уважения современной промышленности и отражает стремление Бейли выйти за рамки технической природы кинематографа.

Длина волны
1967, 45 мин., США, 16мм 
Режиссер: Майкл Сноу
Российская премьера
Гран-при 4-го Международного фестиваля экспериментального кино EXPRMNTL в Кнокке-ле-Зут. Один из самых простых и одновременно наиболее сложных из когда-либо созданных фильмов: непрерывный 45-минутный наезд от наиболее общего к наиболее крупному конечному плану. По словам Амоса Фогеля, это превосходный пример кинематографа неподвижности и поэтического созерцания. “Длина волны” - гипнотическое заклинание, которое заставляет зрителя, независимо от его личной реакции, рассуждать о самой сущности кино и его связи с неотвратимой реальностью.

Квартет Данте
1987, 6 мин., США, 16мм 
Режиссер: Стен Брекидж
Российская премьера
На создание этой своеобразной экранизации «Божественной комедии» ушло шесть лет скурпулезной работы. Расписывая пленку вручную, Брекидж вдохновлялся гипногогическим видением и стремился изобразить земные характеристики Ада”, “Чистилища” и “Рая”. Первоначально написанный на пленках формата IMAX и Cinemascope 70 мм и 35 мм, этот фильм был тщательно перефотографирован и переведен на 16 мм.

Росс Липман (род. 1963) - независимый режиссер, публицист и киноархивист. Бывший старший реставратор фильмов в Архиве кино и телевидения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Среди восстановленных им картин “Забойщик овец” Чарльза Бернетта, “Изгнанники” Кента Маккензи, «Времена Харви Милка» Роба Эпштейна, а также работы Чарли Чаплина, Орсона Уэллса, Ширли Кларк. Кеннета Энгера, Барбары Лоден, Роберт Олтмена, Брюса Коннера и Джона Кассаветиса. Он является трехкратным лауреатом премии культурного наследия Национального общества кинокритиков США, а в 2008 году получил почетный диплом Anthology Film Archives. Фильмы Липмана были показаны в разных странах мира и входят в коллекции музеев и институций, среди которых Архив кинофестиваля в Оберхаузене, Студия Белы Балаша, мюнхенским частная коллекция Sammlung Goetz, the Academy Film Archive, Anthology Film Archives, и архив Northeast Historic Film. Работы Липмана по истории кино, технологиях и эстетике были опубликованы в Artforum, Sight and Sound, а также во многих научных книгах и журналах. Его документальный фильм Notfilm, показанный впервые на Лондонском международном кинофестивале в 2015 году, был назван одним из 10 лучших фильмов года во многих публикациях.

Расписание сеансов

12 июля, пятница

18:30 MIEFF: Между двумя кинематографами: Американский авангард. Часть вторая
КУПИТЬ БИЛЕТ