Михаил Наумович Калик (1927-2017) – один из ключевых советских режиссеров, автор фильмов «Человек идет за солнцем» (1961), «До свидания, мальчики» (1964), «Любить…» (1968»), во многом определивших эстетику отечественного кинематографа шестидесятых годов. Французский киновед Жорж Садуль после внеконкурсного показа картины Калика «Колыбельная» на Венецианском фестивале написал в газете «Леттр Франсэз» (15.09.1960): «Калик принадлежит к советской «новой волне». У него есть талант и темперамент. Это имя надо запомнить».

Главным соавтором Калика был композитор Микаэл Таривердиев. Режиссер не раз подчеркивал, что музыка в его картинах важнее слов: «Музыка очень близка кинематографу, потому что она тоже выражает то, что нельзя выразить словами». Именно с композитором, а не со сценаристом, шла основная работа над замыслом картин. Работая вместе с Таривердиевым Калик экспериментировал в сфере звукозрительного монтажа, преодолевая «рабское следование звука изображению» по принципу контрапункта.

Творчество Калика мало изучено: в СССР писать о нем было запрещено – после эмиграции режиссера в Израиль в 1971 году из печати исчезли любые упоминания о нем (вплоть до исключения его имени из материалов о выпускниках ВГИКа). Несмотря на то, что прошло уже больше двадцати лет с момента возвращения фильмов режиссера на отечественный экран, за это время появилась считанное количество статей, посвященных его творчеству. Тем не менее, интерес к фильмам Михаила Калика возрастает, показы его работ проходят во всем фильме (например, несколько лет назад на кинофестивале в Роттердаме показывали «Любить…»).
Ретроспектива в «Иллюзионе» – редкая возможность увидеть на 35-мм плёнке семь фильмов этого значительного режиссера, включая исключительно редкие «Юность наших отцов» (1958) и «Колыбельную» (1959).

Отдельную благодарность мы выражаем киноведу Анне Мальгиной, чья научная работа «Поэтика жеста в советском кинематографе “Новой волны” (на материале творчества Михаила Калика)» послужила основой для составления описания фильмов, а также историку кино Олегу Ковалову.

10 ноября 13:40
Атаман кодр
1958, 76 мин., СССР, 0+
Билеты

12 ноября 19:00
26 ноября 15:00
Юность наших отцов
1958, 82 мин., СССР, 0+
Билеты 

13 ноября 13:45
26 ноября 20:20
И возвращается ветер…
1994, 133 мин., СССР, США, 12+
Билеты 

14 ноября 13:30
19 ноября 20:40
Любить
1968, 73 мин., СССР, 0+
Билеты 

17 ноября 14:50
28 ноября 13:00
До свидания, мальчики
1964, 83 мин., СССР, 12+
Билеты 

23 ноября 20:00
27 ноября 13:00
Человек идет за солнцем
1961, 72 мин., СССР, 0+
Билеты

25 ноября 19:00
Колыбельная
1959, 95 мин., СССР, 0+
Билеты

«Атаман Кодр» (1958, 76 мин., СССР, реж. Михаил Калик, Борис Рыцарев, Ольга Улицкая)

Конюх Тодор полюбил горничную своего барина — Юстинию. Попав на каторжные работы, Тодор организовал побег и с группой единомышленников укрылся в кодрах. Так под руководством славного атамана Тодора Тобултока молдавские повстанцы, назвавшие себя гайдуками, начали борьбу против помещичьего произвола. «Атаман Кодр» – не только одна из первых лент, над которой Михаил Калик работал как режиссер, но и один из первых фильмов созданной в 1957 году киностудии художественных и хронико-документальных фильмов «Молдова-фильм».

Юность наших отцов (1958, 82 мин., СССР, реж. Михаил Калик, Борис Рыцарев)

Гражданская война. Движется на отдых партизанский отряд под командованием Левинсона. Разных людей связала война. Все они до поры до времени связаны общей целью – победить белоказаков, но каждый из них лелеет в душе собственную боль и надежду на счастье. Дипломная работа Михаила Калика поставлена по роману Александра Фадеева «Разгром».
«Сотрудничество двух авторов (Михаила Калика и Микаэла Таривердиева) началось еще на ВГИКовской дипломной работе «Юность наших отцов» (совместно с Борисом Рыцаревым), и уже тогда музыкальная линия была заявлена как часть драматургической конструкции. Так, в пояснительной записке авторы пишут: «Музыка начинается в картине, по существу, только во второй ее части. И это не случайно. Она потребовалась нам здесь для исполнения замысла – постепенная замена «объективного» повествования романтическим рассказом, что, на наш взгляд, полностью соответствует стилю Фадеева». (Анна Мальгина, «Поэтика жеста в советском кинематографе “Новой волны”»)

«И возвращается ветер…» (1991, 133 мин., Россия, США, реж. Михаил Калик)

«И возвращается ветер…» – последняя картина Михаила Калика, автобиографический фильм, где режиссер рассказывает о своей жизни в Советском Союзе до отъезда в Израиль в 1971 году.
“«И возвращается ветер…» начинается с того, как вокруг вернувшегося изгнанника кружатся смеющиеся сияющие лица старых друзей: прибавилось морщинок и проседи, а глаза — прежние, молодые. Пенится шампанское: мы еще ого-го! еще доспорим, еще допоем наши песни!.. Эта сцена, напоминающая видение, сладостный эмигрантский сон, в перестройку стала реальностью: они возвращались из инобытия. «И возвращается ветер…» — единственный в своем роде опыт. В рассказе Калика о времени и о себе лирический герой не мыслится обобщением — это подробные, даже фундаментальные киномемуары с фрагментами фильмов Михаила Калика и эпизодами его жизни. <…> Калик вряд ли намеревался поставить напыщенный «памятник себе». Он вновь выразил настроение своего легендарного поколения, вдруг окрыленного шансом вернуть молодость и призывно прозвенеть в обновленной стране” (Олег Ковалов, «Новейшая история отечественного кино»).

Любить (1968, 73 мин., СССР, реж. Михаил Калик, Инна Туманян)

Что такое любовь? Четыре новеллы о любви, соединенные кадрами кинохроники конца 60-х годов. Авторы ставят перед зрителями простой вопрос: «Что значит любить?»
«Эта картина является своего рода кинопалимпсестом, соединяющим в себе четыре игровые новеллы о любви, документальные анкеты прохожих, отвечающих на вопрос «Что такое любовь?», снятые на скрытую камеру на московских улицах, интервью священника Александра Меня и «немые киностихотворения» (скрытая съемка женщин и влюбленных в парке). Съемки переносятся из павильонов на натуру (улицы, парки, кафе, квартиры), студийное оборудование заменяется ручной камерой и телевизионным микрофоном. Единый стройный сюжет заменяется комбинацией игровых и документальных отрывков. Интерес к документальности – важная установка кинематографа 1960-х, которая проявляется на разных уровнях. (…) Таривердиев объединил при помощи музыки четыре новеллы в единое текстовое пространство, сплавил игровую и документальную части. Финальные песни-монологи («У тебя такие глаза», «Мне любить тебя поздно») носят крайне необычный для советского кинематографа того времени характер» (Анна Мальгина, «Поэтика жеста в советском кинематографе “Новой волны”») .

Человек идет за солнцем (1961, 72 мин., СССР, реж. Михаил Калик)

Шестилетний мальчик Санду, решает пойти вслед за солнцем, чтобы обогнуть весь земной шар.
«Фильм «Человек идет за солнцем» (1961), по словам самого Калика, первый, в котором он нашел свой авторский язык . Основной сюжет фильма вводит его в ряд «взрослых» кинофильмов о детях, снятых в СССР в 1960-е годы. «Человек идет за солнцем», по оценке редколлегии журнала «Искусство кино», занял второе место в четверке лучших фильмов 1962 года. Однако картину долго не выпускали в прокат, а ЦК КП Молдавской ССР обвинил режиссера в подражании Западу. Сам Калик говорил, что в его картине есть влияние импрессионистов, Матисса, Экзюпери . Музыка к фильму, написанная Таривердиевым, была на редкость модернистской, с элементами джаза. Она делает поэтику картин Калика «бессловесной», едва ли не «немой». В фильме «Человек идет за солнцем» диалоги и речь как таковая постепенно исчезают, их заменяет музыка. Она становится действующим лицом.
Калик описывал совместную работу с Таривердиевым над картиной так: «Это такой радостный гимн жизни, который родился буквально за столом, когда мы сидели с Микаэлом, и я ему рассказывал, что мне хочется сделать. И он начал наигрывать. А я начал фантазировать по кадрам. Вот такой милый эпизод. Я ему рассказывал, что это будет, как это будет. «Может, ты ритм дашь?» — попросил он. Я показал. И он начал играть. И так вдохновился! Эта музыка стала одним из лейтмотивов, она трансформировалась, видоизменялась. А дальше — больше. Мы стали развивать соответствие музыкальной гармонии и гармонии мысли. Микаэл поразительно чувствовал кино. В этом смысле он уникальный композитор. Никого рядом с ним в этом смысле поставить не могу. Это прирожденный кинокомпозитор. Не иллюстрирующий, а вытаскивающий смысл фильма, его гармонию, его симфоническую структуру построения. Вот так мы работали» (Анна Мальгина, «Поэтика жеста в советском кинематографе “Новой волны”»)

До свидания, мальчики (1964, 82 мин., СССР, реж. Михаил Калик)

В приморском городе живут три друга. Целыми днями они пропадают на море, невольно наблюдая жизнь порта, пляжные радости отдыхающих и с юношеским максимализмом размышляя о дружбе, первой любви и смысле их молодой жизни, которую совсем скоро перевернет война…
«До свидания, мальчики», как и «Человек идет за солнцем», следовал тенденции 1960-х годов, но уже не «взрослого» кино о детях, а фильма о прошлом (ретро-фильм) . Изменилась манера съемок, о чем рассказывал сам режиссер: «В этой картине мы намеренно выбрали простой неторопливый кадр, который был бы сродни довоенным фильмам и укладу довоенной жизни». Объектом съемки теперь стал не детский мир, а юношеский. Основой для сценария послужила повесть Бориса Балтера «До свидания, мальчики» о трех молодых друзьях, отправившихся в военное училище со школьной скамьи. Действие происходит в приморском городке в конце 1930-х годов. В фильме «До свидания, мальчики» Калик и Таривердиев отказались почти от всех музыкальных инструментов. Валторна и клавесин заменены шумом волн, пением чаек и пароходными гудками. Музыка стала «вырастать из шумового ритма» – стука колес поезда или морского прибоя. Появился вокал самого Таривердиева. Как объяснял Михаил Калик: «Надо было найти лирическую линию, атмосферу того времени, сохранить атмосферу действия, согласовать музыку и восприятие автора. Мы не брали певца, нам надо было, чтобы это напевалось хрипло, неуклюже, чтобы шло от автора – вот человек сидит и вспоминает…»” (Анна Мальгина, «Поэтика жеста в советском кинематографе “Новой волны”»)

Колыбельная (1959, 95 мин., СССР, реж. Михаил Калик)

Летчик Лосев, потерявший во время войны семью, узнает о том, что его дочь Аурика во время бомбежки была спасена, – и отправляется на ее поиски. Много судеб и историй переживет бывший летчик, прежде чем знакомый напев колыбельной поможет ему признать в случайной попутчице дочь. Это первая личная картина Михаила Калика и единственный его фильм, над которым он работал вместе не с Микаэлем Таривердиевым, а с молдавским композитором Давидом Федовым.
Жорж Садуль после внеконкурсного просмотра дебютной картины Калика «Колыбельная» на фестивале в Венеции написал в газете «Леттр Франсэз» (15.09.1960): «Калик принадлежит к советской «новой волне». У него есть талант и темперамент. Это имя надо запомнить. «Колыбельная», показанная почти тайно, в информационной секции, заслуживала участия в самом Венецианском фестивале больше, чем другие фильмы».